Екатерина Червенко
Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного детского сада
Проблема гендерного воспитания детей - дошкольников сегодня актуальна как никогда. В современном обществе главным ценностным ориентиром является проявление своей индивидуальности, без учета половой принадлежности. Социальные изменения, происходящие в обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов привела к смешению половых ролей, стираются грани между «мужскими» и «женскими» профессиями. Зачастую женщина берет на себя ведущую роль в семье.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного детского сада» размещена в разделах
В связи с такой тенденцией происходит изменение в поведение дошкольников, девочки становятся более грубыми, тогда как мальчики перенимают женский тип поведения. Все это приводит к необходимости более глубокого изучения вопроса гендерного воспитания.
Гендерное воспитание-это процесс формирования представления о нормах того, что должен делать и как себя вести мужчина и женщина, что в свою очередь является важным в социально-личностном развитии. Целенаправленное гендерное воспитание в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка в целом, позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными во взрослом возрасте. Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. Так, на занятиях по социально-коммуникативному развитию происходит формирование у детей чувства толерантности друг к другу. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Воспитателям необходимо формировать у мальчиков навыки принимать на себя мужские роли, а девочки – женские. Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, необходимо воспитывать в нем эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, ответственность. Чтобы из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама, нужно уделять внимание воспитанию нежности, скромности, аккуратности, терпимости.
Развитие гендерной социализации в нашем ДОУ отражается в как в организованной образовательной деятельности, на занятиях по социально-коммуникативному развитию на темы: «Мальчики и девочки», «Профессии», «Мужская и женская одежда», так и в подготовке выставки детского творчества, например, «Весенний букет для мамы – для девочек», «Галстук для папы – для мальчиков». Гендерный подход находит свое отражение при организации образовательной деятельности через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, особенностями прически, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитывается и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по интересам: для девочек, например, матрёшки, посуда, куклы, коляски, а для мальчиков – кораблики, солдатики, машинки.
Гендерное воспитание осуществляется в течение всего дня пребывания дошкольников в ДОУ. Так, например, на занятиях по физической культуре мальчики помогают убирать крупный инвентарь, в то время как девочки убирают более легкие принадлежности. Во время занятий хореографией мальчикам объясняет правила поведения джентльмена (подавать руку девочки, придерживать ее за спину). В преддверии праздника 8 марта, мальчики совместно с педагогами готовят подарки девочкам (рисуют открытки, делают поделки, а девочки аналогичным образом готовятся к празднику 23 февраля. Также в нашем детском саду уже стало традицией проводить мероприятия посвящённые празднику 8 Марта и 23 февраля. В канун праздника День защиты отечества среди мальчиков старших и подготовительных групп устраивается мероприятие «Рыцарский турнир», где они демонстрируют свои мужские качества. Данное мероприятие включает в себя ряд заданий на выносливость, силу, ловкость, координацию. По итогам конкурса, выбирается победитель, которому вручается меч и корона. В преддверии празднования 8 марта среди девочек старших и подготовительных групп устраивается мероприятие «Мисс детский сад». Данное мероприятие включает в себя задания для девочек направленные на проявление женских качеств. Девочки демонстрируют свои умения в хореографии, вокале, рисовании, чтении стихов. По результатам конкурса выбирается победительница, которой вручается диадема.
В дальнейшем мы планируем проведение подобных конкурсов не только среди воспитанников, но и среди их родителей.
Несмотря на сложившиеся стереотипы о сводном выборе профессий, развитие индивидуальности, наша задача состоит в воспитании будущих леди и отважных рыцарей!