МААМ-картинки

Гендерное воспитание дошкольников

Марина Бутакова
Гендерное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Вопросы о том, какова роль мужчины и женщины в современной семье, на работе, во власти сегодня возникают всё чаще.

В последние годы специалисты обращают всё больше внимания на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и нередко на дальнейшей жизни.

Публикация «Гендерное воспитание дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте совершается этапное развёртывание и становление мужских и женских ролей. Различия игрового поведения мальчиков и девочек впервые прослеживаются в 13 месяцев. Девочки менее охотно уходят с материнских рук, чаще возвращаются к матери и оглядываются на неё, чаще стремятся вступить с ней в непосредственный физический контакт, их игры пассивнее, чем у мальчиков. К 2 годам ребёнок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем наступает этап знакомства с различиями мальчиков и девочек (внешний вид, причёска, особенности поведения и т. д.). И лишь к 5-6 годам ребёнок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или женщиной).

Существует понятие «пол» - биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность.

А также есть понятие «гендер» - половая роль, т. е. модель мужского или женского поведения, которую индивид должен усвоить и ей соответствовать, чтобы его признали представителем мужского или женского пола.

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Термин «половое воспитание» используется в медицине, а в педагогике – понятие «гендерное воспитание».

Под «гендерным воспитанием» понимается социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения. Этот процесс включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья – самый древний и важный институт воспитания. На протяжении многих веков она имела огромную силу, у русских возводилась в культ. Обычно семьи были многодетными – этим гордились. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни.

Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем девочек. В семьях большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. С детства отец внушал сыну : «Ты – мой наследник». К мальчику относились как к продолжателю рода, фамилии.

Рождение девочки не праздновалось так широко, но тоже было радостью – тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Если мальчика постоянно настраивали, что он должен быть первым, соревноваться, девочке внушалось, что, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток. Роли отца и матери в семье были различны. Отец считался хозяином в доме, добытчиком. Он отвечал за судьбы детей. Мать опекала малолетних, берегла уют.

Несмотря на то что в русской семье хозяином дома считался отец, к женщине относились с уважением и любовью. Уважение к людям считалось первой нравственной заповедью детства.

В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим если представительницы прекрасного пола стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей перекладываются на женские плечи.

В помощь семье создана система ДОУ, однако основными педагогами остаются родители. Система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов ДОУ, разнообразием педагогических услуг.

Исследования показали, что дети находятся в детском саду от 40 до 50 часов в неделю, в то время, как работающие родители общаются с ребёнком не более полутора часов в день.

Это доказывает, как важна грамотная организация жизнедеятельности в ДОУ для гармоничного развтия ребёнка.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие. Педагогическая идея, которой руководствуется коллектив учреждения, и, несомненно, творчество определяют создание развивающей среды. Вместе с тем при конструировании предметно-развивающей среды в детском саду очень важно учитывать возраст, уровень развития каждого ребёнка, период обучения, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности.

В настоящее время невозможно осуществлять полноценное воспитание и обучение дошкольников в отрыве от семьи.

Важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи неоднократно отмечала Н. Г. Крупская. По её мнению, существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад является «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.»…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель, но и партнёр родителей в вопросах воспитания детей.

Рекомендации педагогам в проблеме

гендерного воспитания дошкольников

1. Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребёнком взрослые.

2. 2. Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ, для них это будет хорошей тренеровкой в поведении.

3. 3. Проводите специализированные занятия, беседы и другие мероприятия, в процессе которых дети познакомятся с понятием «родословная семьи», рассказывайте поучительные или просто интересные истории на эту тему. Они будут способствовать развитию интереса ребёнка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания.

4. Формируйте у ребёнка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью праздников и развлечений ( например: инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, познавательно-тематические вечера «Традиции и обычаи русского народа», «Масленица», «Русские посиделки», праздники «День защитника Отечества», «Международный женский день», дни рождения детей, конкурсы: «А ну-ка мальчики!», «А ну-ка девочки!»

5. Как можно чаще привлекайте мальчиков и девочек к посильной для них помощи взрослым (навести порядок в группе, подготовить материалы к занятию, убрать посуду со стола и др.). Напоминайте детям, чтобы они помогали друг другу. Например, мальчики могли бы помочь девочкам выполнить тяжёлую (посильную им) физическую работу, а девочки помогли бы мальчикам выполнить задания, где требуется кропотливый ручной труд.

6. В группе ДОУ организуйте пространство для игр, с учётом пола ребёнка (игры мальчиков, девочек, совмесные игры).

7. Используйте методы и приёмы народной педагогики, читайте детям народные песенки, потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.

8. Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребёнок не получит ответа, он найдёт его сам, и не всегда этот ответ будет верным.

9. Организуйте консультации и беседы с с родителями воспитанников, если у них возникают затруднения в решении задач полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание дошкольников
Опубликовано: 12 января 2020 в 23:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бутакова (УИ 408815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД