Марина Бутакова
Гендерное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Вопросы о том, какова роль мужчины и женщины в современной семье, на работе, во власти сегодня возникают всё чаще.
В последние годы специалисты обращают всё больше внимания на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и нередко на дальнейшей жизни.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте совершается этапное развёртывание и становление мужских и женских ролей. Различия игрового поведения мальчиков и девочек впервые прослеживаются в 13 месяцев. Девочки менее охотно уходят с материнских рук, чаще возвращаются к матери и оглядываются на неё, чаще стремятся вступить с ней в непосредственный физический контакт, их игры пассивнее, чем у мальчиков. К 2 годам ребёнок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем наступает этап знакомства с различиями мальчиков и девочек (внешний вид, причёска, особенности поведения и т. д.). И лишь к 5-6 годам ребёнок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или женщиной).
Существует понятие «пол» - биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность.
А также есть понятие «гендер» - половая роль, т. е. модель мужского или женского поведения, которую индивид должен усвоить и ей соответствовать, чтобы его признали представителем мужского или женского пола.
Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
Термин «половое воспитание» используется в медицине, а в педагогике – понятие «гендерное воспитание».
Под «гендерным воспитанием» понимается социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения. Этот процесс включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья – самый древний и важный институт воспитания. На протяжении многих веков она имела огромную силу, у русских возводилась в культ. Обычно семьи были многодетными – этим гордились. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни.
Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем девочек. В семьях большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. С детства отец внушал сыну : «Ты – мой наследник». К мальчику относились как к продолжателю рода, фамилии.
Рождение девочки не праздновалось так широко, но тоже было радостью – тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Если мальчика постоянно настраивали, что он должен быть первым, соревноваться, девочке внушалось, что, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток. Роли отца и матери в семье были различны. Отец считался хозяином в доме, добытчиком. Он отвечал за судьбы детей. Мать опекала малолетних, берегла уют.
Несмотря на то что в русской семье хозяином дома считался отец, к женщине относились с уважением и любовью. Уважение к людям считалось первой нравственной заповедью детства.
В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим если представительницы прекрасного пола стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей перекладываются на женские плечи.
В помощь семье создана система ДОУ, однако основными педагогами остаются родители. Система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов ДОУ, разнообразием педагогических услуг.
Исследования показали, что дети находятся в детском саду от 40 до 50 часов в неделю, в то время, как работающие родители общаются с ребёнком не более полутора часов в день.
Это доказывает, как важна грамотная организация жизнедеятельности в ДОУ для гармоничного развтия ребёнка.
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие. Педагогическая идея, которой руководствуется коллектив учреждения, и, несомненно, творчество определяют создание развивающей среды. Вместе с тем при конструировании предметно-развивающей среды в детском саду очень важно учитывать возраст, уровень развития каждого ребёнка, период обучения, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности.
В настоящее время невозможно осуществлять полноценное воспитание и обучение дошкольников в отрыве от семьи.
Важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи неоднократно отмечала Н. Г. Крупская. По её мнению, существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад является «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.»…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель, но и партнёр родителей в вопросах воспитания детей.
Рекомендации педагогам в проблеме
гендерного воспитания дошкольников
1. Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребёнком взрослые.
2. 2. Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ, для них это будет хорошей тренеровкой в поведении.
3. 3. Проводите специализированные занятия, беседы и другие мероприятия, в процессе которых дети познакомятся с понятием «родословная семьи», рассказывайте поучительные или просто интересные истории на эту тему. Они будут способствовать развитию интереса ребёнка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания.
4. Формируйте у ребёнка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью праздников и развлечений ( например: инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, познавательно-тематические вечера «Традиции и обычаи русского народа», «Масленица», «Русские посиделки», праздники «День защитника Отечества», «Международный женский день», дни рождения детей, конкурсы: «А ну-ка мальчики!», «А ну-ка девочки!»
5. Как можно чаще привлекайте мальчиков и девочек к посильной для них помощи взрослым (навести порядок в группе, подготовить материалы к занятию, убрать посуду со стола и др.). Напоминайте детям, чтобы они помогали друг другу. Например, мальчики могли бы помочь девочкам выполнить тяжёлую (посильную им) физическую работу, а девочки помогли бы мальчикам выполнить задания, где требуется кропотливый ручной труд.
6. В группе ДОУ организуйте пространство для игр, с учётом пола ребёнка (игры мальчиков, девочек, совмесные игры).
7. Используйте методы и приёмы народной педагогики, читайте детям народные песенки, потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.
8. Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребёнок не получит ответа, он найдёт его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
9. Организуйте консультации и беседы с с родителями воспитанников, если у них возникают затруднения в решении задач полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.