Кудрявцева Галина
Гендерное воспитание детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.
Каждый индивидуум принадлежит к одной из этих групп, к одному из двух полов. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Гендер - (от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Публикация «Гендерное воспитание детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия
Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
В дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли
2-3 года
Дети понимают, что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом, то есть могут относить себя к соответствующему полу.
4-7 лет
Формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Особенности развития девочек
Обучение на слуховом восприятии;
Любят похвалу, восхищение ими среди детей и родителей;
Обучение идет от простого к сложному (с поэтапным объяснением);
Полезно использовать задания на повторение;
Требуется маленькое пространство для игр;
Любят играть с мелкими игрушками;
Особенности развития мальчиков
Обучение на зрительном восприятии;
Любят играть и заниматься при ярком свете;
Предпочитают сборно – разборные игрушки;
Необходимо большое пространство для игр;
Предпочитают выполнять любые задания самостоятельно;
Любят разные задания на сообразительность;
При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
• пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер;
• продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;
• использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков;
• использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
• проводить КВН, викторины типа “А ну-ка, мальчики!”, “А ну-ка, девочки!”
• при обучении новому материалу разделять детей на подгруппы : мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии : мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга.
• в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
• при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
Отличительные особенности программы «От рождения до школы».
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (формирование традиционных гендерных представлений).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Игровая деятельность
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
В группах созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, мы делаем акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», Игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы
материнства.
Физическая деятельность
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)
Роль семьи в гендерном воспитании детей
Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери.
Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.