Любовь Бабикова
Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются и расширяются представления об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они встречаются в ближайшем окружении, до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны. Также расширяются представления о родном крае, о родной стране. Например, если в младшем возрасте формируем интерес к малой родине и первичные представления о ней, напоминаем название города, в котором мы живем, то в старшем возрасте расширяем эти представления, углубляем и уточняем представления о Родине – России, глубже изучаем историю символов России. Вообще, любовь к своей Родине, знания о неповторимости и богатстве ее культурных традиций, бережное отношение к ним играют огромную роль в становлении личности ребенка. Конечно, дошкольники еще не разбираются в политических или социально-экономических противоречиях и дискуссиях. Для них важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее Государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Публикация «Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы),» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Чрезвычайно важно в методике ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является осознание национально-культурных особенностей этих Государственных символов. Герб и флаг России самобытны и глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании.
Дети нашей группы знают, что издревле орел был солярным знаком – образом солнца, орел – царь птиц, солнце – царь всех планет. Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу, а двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Этот образ встречается в орнаментах на женских головных уборах – кокошниках, на концах полотенец, орнаментах женских сарафанов и передников в трансформированной геометрической форме (так называемые ромбы с крючками).
Мой педагогический опыт подтверждает, что ознакомление с гербом страны – существенный потенциал для нравственного воспитания, воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству.
Я, как воспитатель, стараюсь пополнять чувственный опыт детей, обогащать их представления об окружающей общественной жизни в процессе непосредственного наблюдения и посильного участия в ней. И это очень важно, так как те знания, которые ребенок получит в непосредственной деятельности, будут усвоены и осознаны им успешнее, если они будут опираться на результаты непосредственных наблюдений. Эти наблюдения мы организуем во время прогулок по улицам нашего города накануне праздника, чтобы понаблюдать за предпраздничной работой по оформлению улиц, зданий ; это прогулка к строительству дома ; прогулка по осенней улице, чтобы увидеть ее в осеннем убранстве или просто вспомнить название улицы. Такие прогулки отличаются от экскурсий, так как их цель лишь фиксировать внимание на том или ином общественном событии нашей страны, города, помогаю ненавязчиво накапливать опыт наблюдений, гордиться за свой детский сад – улицу – район т. д., поощряю интерес детей к событиям, происходящих в стране, воспитывая чувство гордости за ее достижения. Свои впечатления от прогулок дети выражают по-разному. Например, Даша, Вика, Маша их выражают в своих рисунках, мальчики – в постройках и в играх с военной техникой, а Гоша, Вика, Тимофей – в рассказах.
Воспитание патриотических чувств происходит на основе расширения знаний об окружающем, наша задача позаботиться о том, чтобы для каждого ребенка были созданы условия, позволяющие ему поделиться впечатлениями в форме, наиболее соответствующей интересам и возможностям.
Важно приобщать детей к народным традициям страны, города, семьи – боевым, трудовым. Например, возложение цветов к памятникам, обелискам павших бойцов или наблюдать как это делают взрослые. И дети начинают понимать то, что ценно и дорого человеку, он бережет и охраняет. Поэтому мы сейчас готовим материал к Дню Защитника Отечества: фотографии пап, дедушек или других родственников, служивших в Армии для стенда и фотовыставки; готовим рассказы о воинских наградах дедушек и бабушек, о роли каждого поколения в разные периоды истории страны. Важнейшим условием воспитания патриотических чувств дошкольников является пример взрослых (воспитателя, родителей, их личная отзывчивость на происходящее вокруг, их постоянное желание активно участвовать в общественной жизни. Мы взрослые ответственны в этой жизни за все.