Оксана Молодых
Гендерное воспитание детей в условиях современного общества
▼ Скачать + Заказать документы
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
О. В. Молодых, Т. В. Потапкина МБДОУ детский сад №4 «Василек»
г. Старый Оскол Белгородской области.
Современное общество во многом изменилось в вопросах воспитания подрастающего поколения. Это нормально, поскольку жизнь не стоит на месте. Однако вопросы, касающиеся воспитания детей в соответствии с их половой принадлежностью не теряют своей актуальности и даже напротив, становятся более проблематичными. Взгляды западного мира на проблему полов неизбежно проникают в российскую культуру и мораль не всегда оказывает положительное влияние. Как же сохранить традиции воспитания мальчиков и девочек в соответствии с их природой? Как могут педагоги повлиять на этот процесс?
Публикация «Гендерное воспитание детей в условиях современного общества» размещена в разделах
Термин «гендерное воспитание» знаком многим родителям, но не у всех есть желание вникать в его суть. Между тем, расшифровывается он достаточно просто: «гендерным» (англ. gender – род, пол) называется воспитание ребенка в соответствии с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Иными словами, когда мамы покрикивают на своих чад: «Маша, ты опять вся испачкалась, как тебе не стыдно, ты же девочка», или «Ваня, перестань реветь, ты же мальчик», они делают первые шаги в гендерном воспитании своих детей. Сегодня нет резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, поэтому родители и мы воспитатели - в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели - мягкость, гибкость, нежность или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?
В настоящее время важным является воспитание девочек и мальчиков одинаково способных к самореализации. Поэтому в современном обществе возрастает актуальность гендерного воспитания.
Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно увидеть, что девочки становятся более жестокими, копируют поведение героинь современных кино и мультфильмов. Мальчики, в свою очередь, – более ранимы, капризны, не проявляют исконно «мужских» качеств – терпения, выдержки, спокойствия. К этому можно добавить и тот факт, что современные семьи часто являются неполными и модель классического мужского и женского поведения нарушается. Учитывая эти факты, становится очевидным, что роль педагогов в правильном воспитании детей обоих полов крайне важна.
Что же конкретно необходимо делать воспитателям детских садов, встречающих детей с самого раннего возраста?
В работе с дошкольниками относительно вопросов гендерного воспитания следует учитывать такие направления:
1. дополнение зоны саморегуляции детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
2. организация исследования равноправности сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
3. устранение традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к проявлению чувств;
4. создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, тренинги).
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Конечно, работа в этом направлении должна быть комплексной. Касаться она будет не только самих детей, но и их родителей. Воспитателю необходимо вести систематическую работу с семьёй. Особенно это важно для молодых родителей, поколение которых выросло в период нестабильности и подмены нравственных ценностей. Здесь возможны разные варианты воздействия: беседы, анкеты, печатные материалы, совместные с родителями мероприятия, где роль мужчин и женщин чётко разграничена и вызывает у детей желание подражать примеру мамы или папы. Что касается детей, то в первую очередь надо поощрять природные проявления полов. Пусть мальчики иногда поборются, посоревнуются, поспорят в чём-то. Не стоит сразу же пресекать подобные проявления, достаточно просто контролировать такой процесс. Другими словами важно, чтобы стремление воспитателя соблюдать порядок и тишину не становились препятствием для проявленных необходимых человеческих эмоций. Полезно чаще предлагать детям игры, где они могут проявить свои качества как представители мужского и женского пола. Для мальчиков это возможность показать свою силу и ловкость, выступить в роли защитника, помощника. Для девочек будут полезны игры, требующие аккуратности, заботы, бережного отношения. И конечно же, совместные игры имеют очень важное значение.
Кроме этого желательно ограждать детей от просмотра кинофильмов и мультфильмов, где роль женщины – это охотницы за мужчиной и обеспеченной жизнью, а роль мужчины – это трофея, добытого у соперницы любыми способами. Ведь именно из-за таких современных установок в обществе и появляются агрессивные женщины и капризные инфантильные мужчины. В этом смысле работа с семьёй является ключевым фактором.
Таким образом, можно сделать вывод: то какими будут женщины и мужчины будущих поколений зависит от среды, в которой воспитываются наши дети, от тех установок, которые они получают с самого раннего возраста. Важно, чтобы нормы морали не шли в разрез с природой человека, его биологическими данными. Конечно же гендерное воспитание – это всего лишь один аспект воспитания личности в целом, но он является основным для то, чтобы наши дети выросли полноценными людьми с традиционными взглядами и ценностями.
Литература
1. Евтушенко И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Челябинск, 2008.
2. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. – М. : «ТЦ Сфера», 2008.
3. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет : Методическое пособие. – М. : «ТЦ Сфера», 2010.
4. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003.
5. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. – М. : «Учебная литература», 2008.
6. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998.