Ольга Бабинская
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бабинская Ольга Валерьевна
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения №38, г. ШУЯ
Дошкольное детство – это тот период, на протяжении которого педагоги совместно с родителями должны помочь ребенку раскрыть уникальные возможности, дарованные ему природой. Воспитателям и родителя необходимо работать сообща, если в качестве результата хотим вырастить полноценных мужчин и женщин, а не бесполых существ.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
На сегодняшний день в современном обществе грань между социальными, профессиональными и семейными ролями разных полов практически стерта, а традиционные стереотипы поведения мужчин и женщин разрушены. Современная женщина может сквернословить, обладать вредными привычками. А современный мужчина в семье роль «лидера» и добытчика» вполне может поменять на роль «потребителя».
Фундамент системы образования, заложенный еще в 20 веке, не предусматривает половых различий: бытовая «совместимость», режим дня и питание в ДОУ унифицировано не учитывает временных периодов активности мальчиков и девочек.
Отметим, что в период формирования гендерной устойчивости ребенок достаточно длительное время (8-12 ч в день) находится в ДОУ, где подвергается в основном женскому влиянию: педагогический состав и обслуживающий персонал составляют в основном женщины. А учитывая еще тот факт, что по статистике до 50% детей живут в неполных семьях, где нет отцов, то стиль воспитания становится абсолютно феминизированным, что для мальчиков является совершенно неприемлемым.
Подобная ситуация в корне меняет сознание детей. Девочки вырастают грубыми, агрессивными, лишенными нежности и терпения. Они не умеют идти на компромисс, находить мирный путь из конфликтной ситуации. Мальчики же «примеряют» на себя женский образ: неумение постоять за себя, физически не развиты, эмоционально неустойчивы. И как следствие подобной ситуации, дети в ходе игры не умеют договариваться и распределять роли, а в процессе трудовой деятельности – разделять обязанности с учетом пола партнера.
Если мы говорим о дошкольном возрасте, то должны вспомнить, что в 2-3 года малыш узнает, что существует два пола и начинает идентифицировать себя как девочку или мальчика. Кроме того, с 4-7 лет формируется гендерная устойчивость (контрастность) : ребенок осознает, что мальчик становится мужчиной, а девочка женщиной вне зависимости от личных желаний.
Работая с младшими дошкольниками, надо понимать, что анатомические особенности это лишь предпосылки, потенциальные возможности, психических различий девочек и мальчиков. Что эти различия формируются под влиянием социальных факторов (воспитания, общественной среды). Поэтому рассмотрение вопросы, связанные с воспитанием девочек и мальчиков, нужно рассматривать не с позиции «природная данность», а как результат взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей и социализации ребенка.
Мировая практика насчитывает достаточно большое количество исследовательских работ, публикаций, посвященных особенностям полового воспитания детей дошкольного возраста. Девочки этой возрастной группы превосходят в вербальных способностях мальчиков, в то время как у сильной стороной мальчиков являются визуально-пространственные способности. У девочек более развито слуховое восприятие информации, у мальчиков – визуальное. Девочки в этот период более социальны, лучше решают простые, но требующие определенной усидчивости задачи. Мальчикам под силу сложные познавательные процессы. У них лучше развиты математические способности, но при этом они более агрессивны и т. д.
Половая идентификация у ребенка наступает в 3-4 года: он полностью осознает свою половую принадлежность, но еще не знает содержание понятий «мальчик» и «девочка». Образцы (стереотипы) поведения ребенок берет из непосредственного наблюдения за окружающим миром, за взрослыми. Он копирует все: и полезные клише поведения, и являющиеся социальными «вредными привычками».
Формирование гендерной устойчивости определяется в первую очередь социо-культурными нормами и зависит от отношений ребенка с родителями, внутрисемейных установок, а так же от воспитания его в ДОУ. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно заложить прочный фундамент гендерного воспитания. Так среда, являющаяся одним средств развития личности ребенка, представляет собой источник индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда определяет, в том числе, и направления его самостоятельной деятельности. Взрослые (воспитатели, родители) при этом должны помочь «увидеть» весть спектр возможностей окружающей ребенка среды. Направлять ребенка, учитывая его индивидуальные и гендерные особенности.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В процессе ее четко видны различия в поведении мальчиков и девочек. Ребенок, принимая на себя роль, действует в соответствии с этой ролью и с условиями сюжетно - ролевой игры. Тематические предпочтения девочек - семейно-бытовые игры. У мальчиков – это шумные, подвижные игры. На базе групп детского сада создаются множество условий для игр («Пожарные», «Военные», «Клиника», «Салон красоты» и т. п.) со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами. В ходе совместного воспитания мальчиков и девочек очень важно преодолевать разобщённость между ними, организовывать совместные игры. В рамках которых дети могли бы действовать, играть, сообща, но с учетом индивидуальных и гендерных особенностей каждого. Мальчики «примеряют» на себя мужские роли, а девочки - женские.
При организации гендерного воспитания детей нужно обратить внимание на ряд особенностей предметно-пространственной:
• игровой материал и ролевая атрибутика должны отличаться привлекательностью; они должны побуждать детей отражать в игре социальные образы женского и мужского поведения;
• достаточность и полноту материала для игр. Так, например, в процессе игры девочки смогли бы воспроизвести модель социальной роли женщины-матери;
• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий. В подобного рода играх мальчикам представляется возможность проиграть мужской образ.
Знакомству с шаблонами мужского и женского поведения в быту и овладению ими способствуют поручения, связанные с трудом, которые так же учитывают пол ребенка: мальчики выполняют более «тяжелые», силовые, задания (расставить на места игровые модули, большие игрушки,, а девочки – задания, связанные с аккуратностью и терпением (расставить посуду на полки, заправить кукольную кровать,).
Надо помнить, что восприятие стимулов при этом так же различно: девочки воспринимают большее «на слух», на для мальчиков предпочтительны зрительные образы.
При организации игрового пространства группы необходимо учитывать ряд следующих особенностей. Игры мальчиков отличает энергичность, силовая составляющая, потребность в большом пространстве. Это обусловлено тем, что в этом процессе продолжается их физическое развитие, они учатся регулировать воздействие своей силы и просто сбрасывают накопившуюся эмоциональную «статику». Мальчики любят, в большинстве своем, изучать строение предметов, поэтому в число приобретенных игрушек входят модели-трансформеры и конструкторы. В ходе этой конструктивной деятельности мальчики знакомятся с видами транспорта, отдельными их деталями и с инструментами (отвертка, болт, гайка). Навыки, приобретенные в подобной игре, пригодятся им в реальной жизни. Тут мальчики встречаются с понятием «тяжела мужская работа» : перевозка грузов, починка труб, ….
Игровой процесс девочек не требует большого пространства, а нуждается в большом внимании к деталям (аксессуарам). Большая часть игр затрагивают роль мамы-хозяюшки, поэтому необходимо достаточное количество кукол, колясок, кроваток, и пр. Не исключайте предметы-украшения (заколки, бижутерия, т. к. они способствуют развитию мелкой моторики детей. Хорошо подойдут для этой цели и мозаики, и бисероплетение.
При планировании изобразительной деятельности и подборе материала для занятий стоит учитывать различные интересы мальчиков и девочек. Это способствует максимальной возможности выражения эмоций ребенка. При этом помните о физиологических особенностях: кисть мальчика (в среднем) отстает в своем развитии от кисти девочек на 1,5 года.
Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенического воспитания :
• использование фартуков/косынок/полотенец разных цветов (к примеру, синие и красные);
• установка в туалетной комнате табличек с обозначениями, которые позволяют определить кому можно в данный момент заходить и т. п.
Говоря об организации гендерного подхода внутри группы детского сада, не забывайте о важности внутрисемейной ситуации. Родительский пример для гендерной идентификации очень значим. Поэтому необходимо проводить консультативную работу с родителями.
Вот одно из распространенных заблуждений: если ребенок будет играть в игры противоположного пола, то малыш приобретет нетрадиционную сексуальную ориентацию, в будущем станет «плохим отцом»/«плохой матерью».
Осознание «я - мальчик»/«я - девочка» к ребенку приходит постепенно. Для его формирования достаточно одевать малыша в соответствии с его полом, рассказывать о различиях между мальчиками и девочками. Показывать своим, родительским, примером какое поведение является «мужским», а какое «женским». Опасно не мальчикам играть в коляски и куклы, а грубо их у него отнимать и высмеивать малыша за игры с девочками. Ребенку просто необходимо играть с противоположным полом, т. к. именно в игре лучше всего он учится понимать окружающих.
Для просвещения родителей в части гендерного воспитания дошкольников необходимо оформить в «Родительском уголке» наглядную информацию, организовать проведение консультаций по данной тематике («Гендерное воспитание в семье», «Будущий мужчина»). Но прежде нужно оценить уровень представлений родителей в этом направлении, проведя анкетирование по интересующим вопросам, к примеру:
• Какие качества мы воспитываем у девочек и мальчиков?
• Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?
• Должны ли быть обязанности в семье у ребенка?
Для вовлечения родителей в общий процесс необходимо их привлекать к:
• участию в конкурсах;
• участию в выставках поделок;
• участию в игровых мероприятиях («Рыцарский турнир», «Калейдоскоп профессий»,);
• оформлению стендов/фотоальбомов «Наша дружная семья», «Роль отца/матери в воспитании дошкольников», …
Девочки и мальчики – это два разнополярных мира. Поэтому семьям с разнополыми детьми нужно знать, что существует разница в воспитании девочек и мальчиков, что имеющийся опыт может быть не только бесполезен, но и даже мешать. Обучать, воспитывать и любить мальчиков и девочек надо по-разному, но в любом случае, очень любить. Нужно понять наших детей. Будущие мужчины и женщины должны соответствовать своей сути.