Людмила Толстенко
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Подпроект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» в рамках инновационного проекта «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
Вид проекта- краткосрочный, групповой, практический
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Участники проекта- дети 5-6 лет, педагоги, родители
Автор- Толстенко Л. И.
Цель проекта
Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания в условиях МБДОУ.
Задачи проекта
1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
2. Поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;
3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному и трудовому воспитанию детей.
Срок реализации проекта: сентябрь 2015 г. – сентябрь 2016 г.
Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам гендерного и трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопится много разнообразных знаний и умений о труде взрослых; ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста; о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного и трудового воспитания в условиях МБДОУ.
II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному и трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.
III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Образовательная область
Социализация, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, познание.
Актуальность темы
Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.
Предполагаемые результаты
Систематизация и пропаганда опыта по проблеме, обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном и трудовом воспитании детей, совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.
У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы :
1. Гендерно - ориентированное поведение.
2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
3. Навыки оказания помощи друг другу в труде, совместной деятельности.
4. Нравственные качества, принятые в обществе.
5. Коммуникативно-речевые навыки.
6. Мышление, память воображение.
7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
План реализации проекта
1 этап
1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.
2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми.
3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.
4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).
5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом).
6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы
2 этап
Реализация педагогического подпроекта «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания»
С дошкольниками :
- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;
- подвижные игры;
- проектная деятельность;
- конкурсы;
- организация различных выставок;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии, целевые прогулки;
- просмотр видеофильмов;
- тематические вечера и досуги;
- трудовая деятельность детей;
- составление рассказов детей по темам проекта.
С родителями:
- диагностическая работа;
- анкетирование;
- проведение месячников к знаменательным датам;
- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;
- беседы;
- консультации;
- тематические вечера;
- досуги;
- организация различных выставок;
- творческая и трудовая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);
- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;
- проведение Дня открытых дверей;
- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
3 этап
1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.
2. Создание альбома пословиц, поговорок, стихотворений о труде.
3. Изготовление фотоальбома «Профессии».
4. Оценка эффективности реализации.
педагогического проекта.
5. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.
6. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному и трудовому воспитанию дошкольников.
Заключение по проекту
Создавая этот инновационный проект, сделали вывод, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие. Мы удовлетворены проведённой работой и результатами проекта. Детские достижения в продуктивных и других видах деятельности мы систематизируем в портфолио мальчиков и девочек. В группе созданы игровые центры творческой и ролевой игры, обеспечивающие свободный выбор детей и отражение гендерного подхода при планировании центров для реализации интересов и девочек и мальчиков. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:
-серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;
- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.
ФОТОМАТЕРИАЛ:
Оборудование для труда
Мальчики грузят, девочки сгребают листья
Девочки поливают,
мальчики посыпают дорожки песком.
Акция «От семечка к ростку»
Идёт эксперимент
Комната мальчиков
Комната девочек
Литература:
Интернет;
«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т. В. Потакова, М. : «Творческий центр»,2003г.
«Любить труд на родной земле», Н. Н. Кокарева, А. К. Бондаренко, М. :»Просвещение»,1987г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р. Буре, М. :»Просвещение», 1987г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л. В. Куцакова, М. :»Мозаика-Синтез»,2007г.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В. Алешина, М. ,2005г.
«Родной край», Р. И. Жуковская, М. :»Просвещение»,1987г.
«Учите детей трудиться», Р. С. Буре, Г. Н. Тодина, М. :»Просвещение»,1983г.