Марина Бажанова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе музыкально-образовательной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром. И это неслучайно, так как влияние музыки на эмоциональное развитие детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно обеспечить всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологически и, что очень важно — социально. К сожалению, очень часто в наши дни можно замечать, как педагоги и родители стараются развивать свое чадо, в первую очередь, в интеллектуальном направлении, реже — в физическом, эстетическом, и часто совсем не задумываются о социальном развитии ребенка.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе музыкально-образовательной деятельности,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Нередко у нынешних детей совершенно нет свободного времени просто поиграть друг с другом, приобрести необходимый опыт общения, нынешние девочки не любят брать в игру мальчишек и наоборот. Может быть, это от того, что у современных детей отсутствует четкая модель мужского и женского поведения?
Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более актуальным.
Гендерную культуру у детей необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Нужно развивать музыкальные способности детей, используя свои знания о гендерном различии детей, помогать осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат. К тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Все основные части музыкального занятия : музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — можно проводить с учетом гендерных различий.
Любое музыкальное занятие начинается с приветствия. Здесь возможно внесение персонажей (куклы-девочки и куклы-мальчика, где дети здороваются с ними в соответствии с их характером. Девочка произносит приветствие нежным, спокойным голосом, а мальчик – четким, энергичным, бодрым. Дети повторяют.
В процессе освоения музыкально-ритмических движений используются различные костюмы, атрибуты, музыка, характеризующая какой-либо персонаж женского или мужского пола. Это и музыкально-подвижные игры «Роботы и звездочки», где девочки передают женственность, пластичность, а мальчики – четкость, ритмичность, резкость движений. Также можно прослушать музыкальные пьесы «Пудель и птички», «Аист и лягушки», и т. д.
Играя на музыкальных инструментах, дети подбирают инструменты по своей половой принадлежности: девочки – колокольчики, треугольники, металлофоны, арфы, бубенцы; мальчики – барабаны, бубны, трещотки, гармошки, палочки. В пении мы учим детей передавать характер текста. Если песня про маму, то и характер исполнения мягкий, красивый, нежный, а про папу – мужественный, ритмичный.
В процессе разучивания танцев дети учатся выполнять поклоны, характерные своему полу. Мальчики осваивают знания о том, что они – партнеры и ведут свою партнершу за собой, следовательно, должны держать красивую осанку, приглашать девочку первыми, провожать её на место.
Наиболее эффективной формой организации музыкальной деятельности в этом направлении является музыкально-дидактическая игра.
Участвуя в педагогической лаборатории «Использование дидактических игр в гендерном воспитании детей дошкольного возраста», разработано 13 дидактических игр, основная цель которых направлена на:
- формирование у детей умения идентифицировать себя и окружающих людей по поло-ролевому признаку;
- обогащение знаний детей о качествах мужественности и женственности героев мультфильмов;
- обогащение знаний детей о национальностях родного поселка, особенностях национальной музыки;
- обогащение знаний детей о характерных различиях героев мультфильмов мужского и женского пола;
- формирование представлений детей о родственных связях;
- актуализация знаний детей об особенностях татарской и русской семей;
- обогащение знаний детей о различиях в игровых образах мужского и женского пола;
- формирование представлений детей о женских и мужских профессиях, связанных с музыкой.
Например, с целью формирования представлений детей о мужском и женском характере исполнения различных видов танцев создана игра «Танцуют все!».
В данной игре может участвовать от 2-х и более детей.
Игровые действия.
1 вариант. Игрокам раздается по одной карточке с изображением танца (вальс, танго, ча-ча-ча, полька, яблочко, рок-н-ролл, балет, брейк-данс). По сигналу детям нужно найти партнера с одинаковым изображением на карточке. Далее каждая пара (мальчик и девочка) озвучивает название и исполняет любой элемент своего танца, при этом мальчик показывает мужские движения, а девочка – женские. Лучшим исполнителям вручаются медали «Лучший танцовщик», «Лучшая танцовщица».
2 вариант. Игра по типу «Мемори». Карточки с изображением танцев выкладываются на столе рубашкой вверх. По считалке выбирается игрок, который начнет игру. Игрок открывает любые две карточки, если они совпадают, забирает себе и ходит вновь, а если не совпадают, ход переходит к следующему игроку. Выигравшим считается игрок, набравший большее количество карточек.
Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития; помогаем нынешним девочкам стать женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчикам — порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности, отцами, и настоящими защитниками Отечества.