Шепелева Мария
Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе организованной образовательной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Публикация «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе организованной образовательной деятельности» размещена в разделах
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область. Понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Одним из целевых ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, является предпосылка к формированию учебной деятельности – умение планировать свои действия, учить детей самоконтролю : оценивать свою деятельность, сравнивать результат с образцом.
Саморегуляция, самоконтроль поведения, действий и поступков является одним из компонентов социально-личностной компетентности дошкольника.
Возникновение у ребенка самоконтроля является важным условием и в развитии учебной деятельности : ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь образцом и правилом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия дошкольников, в их психике.
В онтогенезе способность к саморегуляции познавательной деятельности у нормально развивающихся детей формируется к началу школьного обучения. Учебно-познавательная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и поступки (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин).
Важным компонентом саморегуляции является самоконтроль. Исследование развития контрольной функции, ответственной за четкое и полное выполнение правила, следование образцу действия, анализ тех условий, которые обеспечивают усвоение и самостоятельное использование ребенком контрольных средств для регуляции собственной деятельности, имеет большое значение в контексте изучения общих проблем и закономерностей развития произвольных процессов (Д. Б. Эльконин, Е. А. Бугримеяко и др.).
О. А. Конопкин пишет, что становление саморегуляции происходит главным образом в ходе освоения новых разнообразных видов деятельности, социальных контактов, поведения при установлении субъектно-деятельностных отношений с осваиваемой действительностью.
Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и другие акцентировали необходимость формирования у ребенка умений сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого. Эти умения не теряют актуальность и в условиях современного образования. Вместе с тем, в современных исследованиях все чаще подчеркивается, что учебная деятельность – вид активности самого ребенка и одного умения работать по указаниям взрослого недостаточно. Не менее важной предпосылкой успешности обучения в школе считается умение детей самостоятельно организовывать, реализовывать и контролировать собственную активность.
Саморегуляция (как и его форма – самоконтроль) рассматривается рядом советских психологов как характеристика особой структуры деятельности, включающей не совпадение мотива и цели, а их отношение (А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, З. В. Мануйленко и др.).
Саморегуляция влияет на развитие потенциальных возможностей ребенка, в том числе и интеллекта. Целесообразным становится изучение особенностей формирования саморегуляции в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте идет интенсивное развитие всех способностей и задатков детей, обусловливающих дальнейшее успешное адекватное обучение в школе.
В исследовании И. М. Курносовой рассматриваются возможности и условия формирования саморегуляции в старшем дошкольном возрасте и ее роль в развитии интеллекта дошкольников. Саморегуляция определяется автором как процесс управления интеллектуальной деятельностью, процессами переработки информации, контроль за когнитивными ресурсами; ее формирование способствует развитию интеллекта старших дошкольников и стимулирует развитие самостоятельности, произвольной регуляции, самоконтроля и самооценки, способности корректировать индивидуальную деятельность.
Саморегуляция играет важную роль в интеллектуальной деятельности дошкольников, во многом определяя ее успешность. Саморегуляция интеллектуальной деятельности является важным компонентом общей способности к учению. Для успешности интеллектуальной деятельности детям необходимо овладеть процессами планирования, текущего контроля за деятельностью, предвидения результатов. Не сформированность саморегуляции порождает неуспеваемость в плане не усвоения знаний в заданном темпе, недостаточную продуктивность интеллектуальной деятельности. Принятие задания, сохранение его до конца работы, самоконтроль в процессе деятельности, адекватная оценка результата обеспечивается развитием саморегуляции.