Татьяна Богданова
Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации личности
▼ Скачать + Заказать документы
Последний год идет экспериментальная работа в нашем дошкольном образовательном учреждении, и снова, и снова мы переосмысливаем сущность процесса воспитания, ищем новые подходы, способствующие наиболее полному развитию наших воспитанников, в том числе и как представителей определенного пола.
Опыт свидетельствует, что нужно выделить специфику воспитания детей в процессе полоролевой социализации, создать в учреждении все условия воспитания через оборудование педагогического процесса - игры и занятия и целенаправленно идти к решению этой проблемы на практике.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Нами разработаны двенадцать полоролевых игр, которые первично апро-бировали, старались изготовить недостающее оборудование, которого, как оказалось, потребовалось в большом количестве. Самые любимые детьми оказались полоролевые игры на современную тематику: «Спасатели», «Милиционеры», «Диагностический центр», «Салон красоты», «Выборы президента» и др. Воспитателям важно было исследовать, как дети в игровой ситуации, входят в мужские и женские роли.
Опыт исследования свидетельствует : полоролевая социализация выражалась в том, что дети учились выражать свое отношение к роли как определенной жизненной позиции. В игре «Спасатели» мальчики чувствовали, ка-кую жизненно важную функцию им придется в дальнейшем выполнять - оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях при обвалах домов, наводнении, пожарах и другой обстановке, когда большая ответственность будет возлагаться на мужчин. Не менее важная роль возлагалась на девочек: они осознавали, что женщины также должны оперативно оказывать медицинскую помощь, и девочки также серьезно относились в игре к выполнению роли медсестер, стараясь быть востребованными и первыми помощниками мальчиков.
Как показала практика, дети на серьезном уровне входили в полоролевые роли и учи-лись объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым за-мыслом, подбирая соответствующие атрибуты. Мотивация в игре- помочь людям, преодолевая трудности, способствовала воспитанию чувства отзывчивости, доброжелательности, терпимости, соблюдения этикета в общении, несмотря на воображаемую экстремальность возникшей ситуации, уважения к трудной профессии спасателей.
В следующей игре «Милиционеры» не менее важно было показать детям другую социальную мужскую роль борьбы за социальную справедливость в обществе, которая детским языком выражалась в том, чтобы навести порядок в городе, в котором они живут, ловить преступников, нару-шающих установленные государством законы. Новые роли милиционера, следователя, прокурора вводили детей в новый мир профессий, более отчетливо знакомили их с ролями директора магазина, продавцом, исполнителями которых могли быть и были на самом деле) как мальчики, так и девочки. Негативное отношение к нарушителям общественного порядка породило трудность в выборе ребенка, который бы согласился на отрицательную роль - вора.
Очень важно было разъяснить детям, что отрицательная роль не должна
повлиять на отношение к ребенку в дей-ствительности, рассказывая, что в жизни многие люди ошибаются и за ошибки несут наказание. Но это не значит, что они это будут повторять постоянно, они исправятся и могут жить как большинство людей.
Сюжеты дети подсказывали, исходя из просмотренных телепередач. В общение детей незаметно входили новые слова: «опергруппа», «расследование», «ценности», «улики», «преступник», «арестован», «правосудие» и другие. Мальчики выполнение вышеуказанных ролей связывали с «опасностью» и, характеризуя в конце игры выполнение своих ролей, отмечали, что милиционеры должны быть мужественные, смелые, быстро находить решения и действовать, чтобы поймать нарушителей, мешающих мирной жизни людей. В вышеназванных играх подчеркиваются роли мужских профессий.
Роли женских профессий прослеживаются в играх «Хозяюшка», «Диагностический центр», «Салон красоты» и других. Проследим, как же половая социализация осуществляется при выполнении женских ролей в играх.
Полоролевая игра «Хозяюшка» особенно любима девочками, может быть, потому, что они чувствуют себя истинными хозяюшками, создающими уют в доме, демонстрируя обычаи гостеприимства, с радостью встре-чают и угощают своих гостей, «чем богаты, тем и рады». Такие игры создают возможности воспитания у детей поведенчес-кой культуры, а также нормы и правила этикета, соблюдаемые в гостях, дома, на работе, в общественных местах. Учитывая, что с древних времен у многих славян существовал обычай гостеприимства, дети в игре усваивали, что нужно с радостью встречать любого человека и угощать его. Обычай почитания старших и женщин с древности также выражался в уважении к ним, предложении им лучшего и почетного места. Приятность в обхождении, учтивость, хорошие манеры также воспитывались в играх.
Чтение литературных произведений, прослушивание записей инсценировок сказок, в которых герои дружат со своими братьями и сестрами, любят своих родителей, дают большой материал д ля игры в «Семью», где также дети обсуждают и исполняют мужские и женские роли.
Мама в семье - главный воспитатель, и у воспитателя есть возможность
обратить внимание на доброе и заботливое отношение мамы к детям, глубоко родительское внимание к каждому ребенку в семье, понимание младших и старших. Дни рождения членов семьи отображают совместное дружеское участие в семейных радостях и проблемах, способствуют возникновению доброжелательной обстановки, дающей возможность развиваться каждому ребенку. Как правило, в игре «День рождения» распределяются роли: мама, папа, дедушка, бабушка, виновник торжества, гости. Игра состоит из шести моментов:
-утренние поздравления новорожденного и мамы;
- подготовка к празднику - участвуют все члены семьи, мама - главный распорядитель праздника, распределяет, кто какие действия выполняет: готовит угощение, моет посуду, убирается в доме, накрывает на стол и т. д. ;
-встреча гостей -знакомая детям ситуация, воспитатель анализирует выполнение задания;
- праздничное угощение: виновник торжества за праздничным столом угощает гостей, воспитатель напоминает правила этикета за столом;
- развлечения: участникам праздника предлагается обдумать свое участие в празднике: прочитать стихи, спеть песню, загадать загадку и т. д., чтобы порадовать новорожденного;
- проводы гостей: произнесение прощальных и благодарственных слов, гостям вручают сувениры на память о празднике;
- после праздника - совместная уборка дома.
Мы не случайно привели в пример сюжет игры «День рождения», чтобы показать исполнение ролей всех играющих. Здесь отражается и воспитывается не только сплоченность семьи, но и дети обучаются семейному этикету, вниманию, которое в первую очередь оказывается маме и новорожденному, а также всем участникам праздника. Понятия: «день рождения, новорожденный, подарок, семейные праздники, семья» входят в активный словарь детей и закрепляют знания о том, какая должна быть семья и какие усилия прилага-ются к тому, чтобы она была дружной. Дети из неполных семей, конечно, с грустью вспоминают, что у них нет папы, но, тем не менее, у них остается в памяти чувство, что так не должно быть, и у него в будущем будет хорошая семья.
Наблюдения и изучение поведения детей в играх свидетельствуют о том, что воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации мы рассматриваем как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию мальчика и девочки, разных сфер их индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и половому воспитанию, направленному на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношения полов, способствующей позитивной полоролевой социализации.
Помимо этого, педагогами нашего детского сада осуществляется попытка разработки новой технологии работы с дошкольниками через полоролевые игры и воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Исходя из определения, что игра- основной вид деятельности дошкольников, в наших играх во всем разнообразии мы также не упускаем возможность использовать всю палитру существующих дидактических, словесных, развивающих приемов, объединенных одним сюжетом и подчиненных конкретной теме и целям. В чем же заключается новый подход к организации образовательного процесса через полоролевую игру?
Прежде всего, это организация деятельностного восприятия эксперименталь-ного материала (цикла игр и занятий) по полоролевому воспитанию. По признанию психологов, игре ребенка предшествует исследовательская деятельность. Поэтому организация исследовательской деятельности - одна из обязательных составляющих любого нашего занятия, особенно по ознакомлению дошкольников с окружающим, предметами труда взрослых в старшем дошкольном возрасте. В данном случае мы используем прием моделирования, который помогает наглядно обозначить элементарные связи и отношения между изучаемыми объекта™.
Перед составлением конспекта полоролевой игры «Рыболовное судно» мы с детьми использовали простейшую модель трудового процесса маленького рыбака-игрового персонажа занятия.
Дети вместе с воспитателем рассуждают : чтобы отъедать вкусной рыбки, ее нужно поймать. На листе бумаги дети рисуют рыбку, удочку, сети, лодку рыбака, рыболовное судно, человечка-рыбака и сам процесс ловли рыбки удочкой, рыбаков, которые рыбу ловят сетью. Трудная работа возлагается на мальчиков, которые авансом зарабатывают себе приоритет сильного пола в дошкольном учреждении.
Таким образом, направляемые логически последовательными вопросами воспитателя, детьми выделены: объект труда, инструменты, способ действия человека этими инструментами и сам результат труда. Это основные составляющие трудового процесса вообще, распределение ролей и хода полоролевой игры, в частности.