Динара Марченкова
Конспект НОД по введению в художественную литературу в старшей группе «Сказки разных народов мира»
▼ Скачать +Заказ
НОД по введению в художественную литературу в старшей группе
Тема: Сказки разных народов мира
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения через устное народное творчество.
Задачи:
- Обучающие: формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми в различных
видах деятельности; продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить
Публикация «Конспект НОД по введению в художественную литературу в старшей группе „Сказки разных народов мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
с чеченской народной сказкой "Кувшин - башня".
- Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь в разных видах
детской деятельности.
- Воспитательные: продолжать формировать интерес к книге; продолжать знакомить
детей с народным творчеством сказки, загадки.
- формировать у детей дружеские отношения.
- продолжать развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из пластилина,
развивать детское творчество, воображение; формировать умение видеть красоту.
- Здоровьесберегающие: Снятие напряжения, смена деятельности.
Методы и приемы: педагогическая ситуация; дидактическая игра; проблемная
ситуация; организация продуктивной деятельности.
Предшествующая работа: Чтение сказок "Теремок", "Сестрица Аленушка и братец
Иванушка", Царевна лягушка", "Жихарка", "Лисичка со скалочкой".
Материалы и оборудование: Демонстрационный: 2 разных сундука, покрывало.
Объемные предметы из русских сказок (козленок, теремок, скалочка, расписная
деревянная ложка, стрела). Коврик для лепки, стеки, салфетка, пластилин,
подставка под композицию.
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
- Здравствуйте дорогие ребята!
- А вы любите сказки?
- Я хочу пригласить вас в сказку.
Педагог вместе с детьми сидит на ковре по кругу и перед ними стоят под покрывалом два сундука.
Рассматривание 1-го сундука (с предметами из русских народных сказок).
Дидактическая игра "Узнай сказку по предмету".
Педагог снимает покрывало и предлагает детям посмотреть на эти два сундука. После вместе открывают 1-ый сундук и стараются определить, что за сказки здесь храняться. Каждый ребенок достает по очереди по одному предмету и называет сказку, в которой был такой предмет.
1) Козленок
2) Теремок
3) Скалочка
4) Деревянная расписная ложка
5) Стрела
- К какой группе можно отнести все эти сказки?
- А почему они так называются?
Рассматривание 2-го сундука - там кувшин.
- Что это?
- Вот посмотрите на него. В нем наши предки носили воду. Я вам хочу прочитать чеченскую народную сказку, о том как такой кувшин стал домом для зверушек. Называется она "Кувшин - башня". - здравствуйте!
да
-сказки "Волк и семеро козлят", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
-сказка "Теремок"
- "лисичка со скалочкой"
- "жихарка"
- "царевна лягушка", "сивка бурка"
русские народные
их придумал наш народ
кувшин
Кувшин - башня
Было это или не было — никто не знает.
В прежние времена один старец, говорят, ехал на телеге с базара домой. Он аккуратно сложил купленные подарки в телегу, а сверху положил медный кувшин. День клонился к вечеру. Старец хлестнул коня, телега тронулась, покачнулась, и медный кувшин, который лежал сверху, медленно сполз и упал. Старец уехал на телеге, а кувшин остался лежать на обочине дороги.
— Что это с грохотом ударилось о мой дом? —забеспокоился муравей и выскочил наружу. Выскочив, он увидел медный кувшин.
— Ой-ё-ёй! — стал кругами ходить муравей. —Какая красивая эта башня! Надо мне из нее себе дом сделать!
И сразу же муравей принялся обустраивать свой новый дом. Он собирал мелкие камешки и подкладывал под кувшин, чтобы он не качался. Уставший, но довольный своей работой, муравей присел отдохнуть.
Недалеко от него грелась на камне ящерица. Она проснулась и увидела кувшин-башню, которую никогда раньше здесь не видела.
— О-о-о! Какая красивая эта башня! Посмотрю-ка я, живет там кто-нибудьили нет! — сказала ящерица и побежала к кувшину-башне.
— Эй, кто-нибудь живет в кувшине-башне! — крикнула ящерица. Неподалеку сидевший муравей закрыл уши и сказал :
— Ну, что ты так кричишь! Я живу в кувшине-башне. Заходи, будем вместе жить.
Жили они вдвоем в дружбе и согласии, и так прошло мало или много времени.
Однажды лягушка скакала мимо и увидела кувшин-башню, которую она здесь никогда не видела.
— Ква-ква, ква-ква-ква! Какая красивая эта башня! Надо посмотреть, живет ли в ней кто-нибудь! — проквакала лягушка и прыгнула в ту сторону, где лежал кувшин-башня.
— Эй, кто-нибудь живет в кувшине-башне! — крикнула
лягушка. Быстро выскочил муравей.
За ним показалась ящерица.
— Ну, что ты кричишь! Я, муравей, живу здесь, — сказал муравей.
— Я, ящерица, живу здесь, — сказала ящерица. — Заходи, будем вместе жить.
Заскочила лягушка внутрь.
Жили они втроем в дружбе и согласии, и так прошло много или мало времени.
Однажды бегущий по своим делам ежик увидел кувшин-башню, которую он здесь никогда не видел.
— Ой-ё-ёй! Это что за большущая башня? Надо заглянуть узнать, кто-нибудь там живет или нет, — сказал ежик и побежал к кувшину-башне.
— Эй, кто-нибудь живет в кувшине-башне! — крикнул ежик.
Быстро выскочил муравей. За ним показалась ящерица, потом выпрыгнула лягушка.
— Ну, что ты так кричишь! Я, муравей, живу здесь, — сказал муравей.
— Я, ящерица, живу здесь, — сказала ящерица.
— Ква-ква! Ква-ква-ква! Я, лягушка, живу здесь, входи, вместе будем жить! — пригласила его лягушка.
Сбросив с себя яблоко, ежик вошел.
Лягушка, ящерица и муравей покатили яблоко в кувшин-башню.
Много или мало времени прошло, как они вчетвером жили в дружбе и согласии.
Однажды белка, которая собирала на дереве орехи, посмотрела вниз и увидела кувшин-башню, которую она здесь никогда не видела.
— Ой! — удивилась белка. — Что это за удивительное дело! Откуда здесь взялась эта башня? Надо посмотреть, живет ли в ней кто-нибудь! — сказала белка и быстро спустилась вниз.
— Эй, кто-нибудь живет в кувшине-башне! — крикнула белка.
Быстро выскочил муравей. Вслед за ним показалась ящерица, потом прискакала лягушка. Медленно, смотря по сторонам, осторожно вышел ежик.
— Ну, что ты так кричишь! Я, муравей, живу здесь, — сказал муравей.
— Я, ящерица, живу здесь, — сказала ящерица.
— Ква-ква! Ква-ква-ква! Я, лягушка, живу здесь, — проквакала лягушка.
— Я, ежик, живу здесь, — степенно сказал еж. — И тебе найдется место, заходи, будем все вместе жить!
Положив орешки, белка заскочила внутрь.
Ежик, лягушка, ящерица и муравей схватили орешки и занесли их.
Жили они в согласии. Ежик охранял кувшин-башню. Ящерица подметала, чистоту наводила. Лягушка еду готовила. А муравей и белка с утра до вечера искали еду. Вечером все собирались вместе, ели, пели песни, отдыхали.
В лесу быстро распространяется новость. И лиса узнала, что в кувшине-башне живут муравей, ящерица, лягушка, ежик и белка.
— Ах, как хорошо то, что легко достается! Надо попробовать их на вкус! — проговорила лиса, облизнулась и стала подкрадываться к кувшину-башне.
Охраняя башню, ежик кружил вокруг нее, внимательно смотря по сторонам. А из кувшина-башни шел вкусный запах — это лягушка пекла чепалгаш.
- Чепалгаш - это двойная лепешка
шка с начинкой из творога и
лука. Национальное чеченское
блюдо. (напоминает нашу ватрушку
рушку).
Потеряв всякое терпение, лиса подошла к башне. Как только она появилась рядом с башней, ежик напыжился, растопырил все свои иголки, свернулся в клубоки бросился лисе под ноги.
— Тебя-то я не боюсь, уйди с моей дороги, — сказала лиса и хотела войти внутрь. Ежик катался из стороны в сторону и не впускал ее. Услышав шум, выскочила ящерица. Увидев лису, она начала путаться у нее в ногах и мешать ей. Лиса подняла лапу и хотела стряхнуть ящерицу, но она крепко уцепилась за нее.
В то время как еж и ящерица оказывали сопротивление
лисе, их увидела белка, которая на дереве собирала
орешки. Она сбежала вниз по дереву и, прицеливаясь,
стала бросать в лису со всей силой по одному ореху.
Тут и муравей подоспел. Увидел он своих друзей, которые сцепились с лисой, побежал, что есть сил ухватился за хвост, пробежал до мордочки и схватил ее за нос.
Закричала-завизжала лиса. Не дают проходу ей друзья. Видит лиса, что нечего делать, потихоньку-потихоньку стала пятиться назад, отошла далеко и пустилась бежать.
Они одолели лису, потому что были вместе.
В это время вышла лягушка:
— Что вы так задержались. Чепалгаш давно готовы. Заходите, будем ужинать, — позвала она всех.
Помыли они руки и лицо и сели есть чепалгаш и пить чай. Они и меня позвали, и я ел с ними чепалгаш и пил чай.
И сейчас в дружбе и согласии живут в своем кувшине-башне муравей, ящерица, лягушка, ежик и белка.
На этом моя сказка закончилась.
Понравилась ли вам сказка?
- Как звери одолели лису?
- А что было бы если звери
были не дружные?
- На какую русскую народную
сказку похожа?
- Ребята, а вы дружные?
А давайте покажем как мы
умеем дружить!
Физминутка.
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди
скорей прижали
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
- Молодцы!
- У меня на столе стоит кувшин
- А давайте мы слепим такой
кувшин из пластилина!
Лепка "Кувшина"
Дети садятся за столы
- Ребята, я сейчас покажу как
мы будем лепить кувшин.
- Сначала мы возьмем пластилин
в руки и начнем его разминать
между ладонями чтобы его разогреть
и тогда он легко будет лепиться
- После того как разогрели мы
отщипываем небольшой кусок
это будет ручка для нашего
будущего кувшина, мы его пока
откладываем в сторону.
- Берем большой кусок пластилина
катаем из него шарик. Скатав
шарик мы двумя большими
пальцами делаем в середине
углубление одинаковое со всех
сторон до получения формы
кувшина.
- Затем когда слепили кувшин
нужно будет взять оставшийся
кусочек пластилина и скатать
из него колбаску и прилепить
ее к нашему кувшину.
- Посмотрите, ребята какой кувшин
у меня получился.
- Всем понятно как нужно лепить
если да то приступайте к лепке.
Помощь воспитателя, если ребенок
затрудняется.
(Самостоятельная деятельность
детей).
да
прогнали ее
у них ничего бы не получилось.
теремок
да
Дети проговаривают последовательность работы
Итог занятия
(выставка детских работ)
- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.
- Кому бы вы хотели подарить такой кувшин?
- Ребята, а в какой сказке мы побывали?
- На какую русскую народную сказку она похожа?
- Чему нас учат сказки?
маме
кувшин башня
теремок
добру