Марина Иванова
Проект «Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу.
Культуру России невозможно представить без русской литературы. В ней содержится духовная история русского народа, моральные, эстетические, художественные ценности, накопленные годами. Великий педагог К. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».
Публикация «Проект „Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В систему дошкольного образования постепенно возвращается национальная память, и педагоги стремятся по новому преподнести детям ценности русских традиций, праздников, промыслов, искусства, устного народного творчества, фольклора, прививая тем самым высокие нравственные чувства.
Приобщение детей к русской литературе является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет русская литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Наиболее значимым проводником фольклора в жизнь является русская народная сказка.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Очень важны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал, сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Для того, чтобы поднять уровень восприятия детьми сказок, необходимо знакомить с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Появляются и свои собственные, часто придуманные коллективно, варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки во многом зависит от того, как она прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.
Вид проекта : исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед.
Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.
Актуальность проекта :
Культуру России невозможно представить без русской литературы. Прививая любовь к русской литературе, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Цель проекта : развивать устойчивый интерес к русской литературе.
Задачи проекта :
• создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
• закрепить и расширить знания детей о сказках;
• развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
• познакомить с историей создания сказок;
• развивать у детей умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять
• способствовать поддержанию традиции семейного чтения; продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:
- Анкетирование
- Беседа
- Рекомендации
- Консультации
- Родительские собрания
- Участие в проектах
- Родительский клуб
Знакомство детей с народной культурой через русскую литературу происходило с использованием разнообразных методов, приемов и средств:
1. Словесный.
Выразительное чтение произведений.
Прослушивание грамзаписи.
Беседа по произведению.
Вопросы к детям по содержанию произведений.
Пересказ произведения.
Заучивание наизусть отдельных фрагментов.
2. Практический наглядный
Игры-драматизации.
3. Игровой
Дидактические игры.
Театрализованные игры.
Элементы инсценировки.
4. Наглядный
Показ иллюстраций.
Элементы инсценировки.
Движение пальцами, руками.
Показ схемы.
Составление алгоритма.
Оформление выставки, книжного уголка.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта.
1. Подобрать художественную литературу по данной теме.
2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
3. Составление плана работы.
II этап – основной (практический)
Перспективный план работы
Октябрь
1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»
2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
3. Чтение сказок: В. Даль «Война грибов», Крылов «Свинья под дубом», Л. Н. Толстой «Косточка»
4. Рисование сюжета из сказки «Война грибов»
5. Просмотр с детьми книг со сказками.
6. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница»
7. Знакомство с библиотекой. Совместная деятельность с библиотекой п. Рощино.
Ноябрь
1. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и волк», «Колобок», Чуковский «Мойдодыр», «Кот и лис».
2. Игра в песочнице по произведению Чуковского «Мойдодыр».
3. Показ инсценировки силами детей совместно с педагогами
для детей раннего дошкольного возраста сказки «Репка».
4. Эмоциональная игра «Колобок» с использованием кукольного театра.
5. Шнуровка сапожка к сказке «Кот и лис».
6. Пластилинография по произведению Чуковского «Мойдодыр».
7. Родительский клуб мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика с использованием сказки». Совместная деятельность родителями.
Декабрь
1. Чтение сказок: русская народная «Журавль и лиса», Чуковский «Федорино горе», «Рукавичка», «Горшочек каши».
2. Родительский клуб «Дыхательная гимнастика с использованием фрагментов сказки» изготовление пособий.
3. Театрализация сказки «Журавль и лиса» силами детей для групп раннего возраста.
4. Игра с использованием интерактивной доски по произведению (Чуковского «Федорино горе»).
5. Импровизация по сказке, в песочнице «Горшочек каши» .
6. Аппликация по произведению Чуковского «Федорино горе».
7. Создание театра по сказке «Рукавичка». Совместная деятельность родителей с детьми.
Январь
1. Фотовыставка «Мой сказочный герой» совместная деятельность с родителями.
2. Просмотр (аудиопрослушивание) сказки «Снегурочка», С Маршак «12 месяцев».
3. Чтение сказок: русские народные «Лисичка-сестричка и волк», «Волчья песня», «Лиса и заяц», «Курочка ряба», «Три медведя».
4. Настольный театр по сказкам «Курочка ряба», «Три медведя».
5. Проведение опыта «Свойства воды» по сказке «Снегурочка».
4. Пластилинография с элементами объемной аппликации по сказке «Лиса и заяц».
Февраль
1. Чтение сказок: русские народные «По-щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», Успенский «Чебурашка», «Гуси-лебеди»,
2. Совместная деятельность с библиотекой по произведениям Успенского. Викторина.
3. Психологическая игра по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»
4. Рисование сюжета из любимой сказки совместно с родителями.
Побудить интерес родителей и детей к совместному творчеству.
Рисование «Любимый сказочный герой»
5. Игра в песочнице «Север – Юг» (создание ландшафта животного и растительного мира)
6. Объемная аппликация по сказке «По-щучьему велению»
Март
1. Проведение конкурса и оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Рифмушки».
2. Чтение стихотворения силами родителей С. Михалкова «Дядя Степа милиционер».
3. Чтение русской народной сказки «Морозко».
4. Просмотр мультфильмов по литературным произведениям Носова «Незнайка в солнечном городе»
5. Использование макета «Солнечный город в закреплении ПДД»
6. Шнуровка Носова «Незнайка в солнечном городе»
Апрель
1. Чтение сказок: русская народная «Как весна зиму поборола», Г. Скребицкий «Сказка о Весне» «Незнайка на луне»
2. Эмоциональное рисование по произведению Носова «Незнайка на луне»
3. Создание совместно с родителями игры - бродилки «Незнайка на луне»,
4. Опыты: «Кратеры», «День-ночь», «Вращение Земли» «Движение планет вокруг Солнца»
5. Викторина «В гостях у сказки»
Май
1. Награждение победителей конкурсов.
2. Итоговое мероприятие – Викторина с участием родителей, проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам».
3. Участие детей в конкурсах и олимпиадах всероссийского уровня.
III этап – заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.