Кристина Борецкая
Гендер, гендерная социализация
▼ Скачать + Заказать документы
Гендер, Гендерная социализация, гендерные стереотипы.
Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В связи с этим назрела необходимость педагогизации родителей. Под педагогизацией понимают целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, схем, способов деятельности и поведения, оценок, помогающих им эффективно решать свои педагогические задачи в семье: выстраивать бесконфликтные, доверительные отношения с близкими, предотвращать появление отчужденности в отношениях с детьми, успешно реализовывать социальные роли сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, сознательно готовить своих детей к выполнению этих социальных ролей.
Публикация «Гендер, гендерная социализация» размещена в разделах
Гендер представляет собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений, жизненных устремлений. Гендерные стереотипы — это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. В отличие от биологического пола, представляющего набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в определенный исторический период и различен во времени и пространстве. Гендер — продукт социализации, пол — результат эволюции. Гендерная социализация — это различие в развитии, в обучении и в отношении со стороны окружающих к человеку с раннего этапа развития и на протяжении всей жизни. В науке понятия маскулинности и феминности являются специфическими конструктами. Некоторые черты, приписываемые мужественности и женственности передаются в культуре. Например, маскулинность отождествляется с силой, агрессивностью, а феминность — с мягкостью, нежностью. На основании этого в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. С динамичным изменением нашего общества вопрос гендерной социализации затрагивает все сферы деятельности человека.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.
«Традиционно в своем ролевом статусе мужчина расценивается как «кормилец», «добытчик», а женщина — как мать, жена и хозяйка …Личность мужчины реализуется в общественном «служении», а женщины — в узких рамках семейных обязанностей»2. Изучение взаимоотношений матери и ребенка указывает на то, что с мальчиками и девочками родители обращаются по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. Если попросить взрослых охарактеризовать того или иного ребенка, то их характеристики отличаются, в зависимости от того, к какому полу ребенок принадлежит. Не только родители, дедушки и бабушки судят о детях подобным образом. Было проведено исследование, посвященное анализу слов, с которыми медицинский персонал, принимавший роды, обращается к новорожденным младенцам. Мальчиков чаще всего называли «крепышами», «силачами» и «здоровяками», а к девочкам чаще обращались «лапочка», «милочка» и «очаровашка», хотя они не различались по весу и росту. С мальчиками больше играют, девочек нянчат на руках. «Даже количество и качество игрушек в комнатах у мальчиков и девочек существенно различается. У девочек, как правило, игрушек меньше и они менее разнообразны, чем у мальчиков. Следовательно, девочки получают меньше возможностей для развития познавательной активности и проявления исследовательского интереса». Первые уроки полового воспитания детей являются совершенно бессознательными. Они происходят еще до того, как ребенок начинает правильно называть себя «мальчиком» или «девочкой». Имеется целый ряд невербальных «ключей», способствующих начальному развитию осведомленности о существовании различных полов. Взрослые мужчины и женщины обычно обращаются с детьми по-разному. Косметика, используемая женщинами, обладает специфическим ароматом, отличающимся от запаха тех людей, которых ребенок мог научиться ассоциировать с мужским полом. Визуальными «ключами» для ребенка в процессе его обучения становятся устойчивые различия в стилях одежды, прическах и т. д. К двум годам дети уже имеют некоторое представление о том, что такое пол. Они знают, являются ли они «мальчиками» или «девочками» и, как правило, могут безошибочно распознавать по этому признаку остальных. Однако до пяти-шестилетнего возраста ребенок не знает, что в течение жизни пол человека не меняется, что каждый человек имеет пол и что различия между девочками и мальчиками определяются анатомией. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. «Полоролевые стереотипы каждого отдельного человека обусловлены определенными традициями, взглядами и культурными экспектациями, бытующими в обществе»4. Общество нормирует половую мораль, сексуальные ритуалы и т. д. В среднем детстве гендерная сегрегация усиливается, между 8 и 11 годами мальчики и девочки почти все время играют отдельно. При этом, начиная с 4 лет, эту сегрегацию чаще поддерживают мальчики, осуждая и высмеивая тех, кто эти границы нарушает. Предпочтение гендерно-типичных игр и занятий у мальчиков сильнее и устойчивее, чем у девочек. Эта тенденция усиливается от 5 до 14 лет, однако девичьи предпочтения во всех возрастах более гибки, чем у мальчиков, которые особенно ценят общество мальчиков с обычными мальчишескими интересами. Для девочек в выборе подруг важнее одинаковость чувств, а для мальчиков — сходство занятий и интересов. Мальчиковые группы строже поддерживают принцип половой сегрегации и имеют более стабильное членство. Для них авторитетно только мнение мальчиков. Мальчиковые группы более автономны от взрослых. Рискованные приключения и нарушение установленных взрослыми правил поведения служат средствами сплочения группы и укрепления групповой солидарности и дисциплины. Нарушение «внешних «правил и одновременно безоговорочное подчинение собственной группе, что считается важнейшим свойством маскулинности, формируется именно в детстве и раннем подростковом возрасте. Хотя мальчики и девочки имеют одни и те же гендерные стереотипы и усваивают их более-менее одновременно, мальчики сильнее идентифицируются со своим полом, выше ценят свое сходство с другими мальчиками, воспринимая свой гендер как коллективную общность. Одним из важных этапов гендерной социализации становится школа. С приходом ребенка в школу на процесс полоролевой социализации и на формирование разного поведения у мальчиков и девочек начинают влиять учителя. Делая вывод из наблюдения, можно отметить, что на уроках учителя уделяют мальчикам в среднем на 20 % больше внимания, чем девочкам. Качество уделяемого внимания тоже различно: мальчиков чаще просят помочь продемонстрировать опыт, а девочек написать протокол; при нехватке учебных пособий в первую очередь их получают мальчики. Учителя по-разному реагируют на одинаковое поведение мальчиков и девочек. Если девочки допускают мелкие нарушения дисциплины, то реакция учителя весьма негативна. К нарушениям со стороны мальчиков отношение более снисходительное. Плохие успехи мальчиков и девочек учителя объясняют по-разному. Причиной неуспеха девочек они считают отсутствие способностей, а мальчиков — недостаток трудолюбия, приложенных усилий. «При поступлении в вузы девушки продолжают испытывать давление полоролевых стереотипов. Это связано с тем, что в современном обществе глубоко укоренился взгляд на науку как на мужское занятие. Такое положение вещей ярко демонстрирует исследование, проведенное Уанрайт-Хейст, которая предъявляла студентам список из пятнадцати названий научных дисциплин и установила, что отнесенные к более «научным» были признаны одновременно и более «мужскими». Однако гуманитарные дисциплины отнюдь не были признаны «женскими». Однако не следует думать, что от гендерных стереотипов, выработанных в процессе социализации, страдают только женщины. Запрет на эмоциональность, всегда преуспевающий победитель, сексуальный гигант — эти стереотипы вызывают у многих мужчин, не желающих или не умеющих им следовать, стрессы, чувство неудачника и даже болезни. Если же юноша о своих положительных качествах просто сочиняет — это вообще недопустимо. Стоит хоть один раз попасться на лжи и можно считать, что вы пропали для общества, оно вас отторгнет. Настоящего мужчину отличает умение отвечать за свои поступки, не перекладывая ответственность на других. Мужчина должен быть прекрасным специалистом в избранном деле. Дилетантизм очень роняет его в глазах окружающих. Он не должен быть завистливым и на этой почве склонным к мелким пакостям. Истинно мужской характер предполагает великодушие. Настоящий мужчина не станет переругиваться с женщиной по мелочам. Он может ей, конечно, возразить, если не согласен, но обмениваться с ней грубостями не должен. Если женщина постоянно пытается его унизить, он должен мягко, но довольно решительно пресекать такое с собой обращение, чтобы оно не стало постоянным. Если она не понимает, что нельзя так относиться к мужчине, ему лучше остаться одному, чем терпеть унижения. Сам же он ни при каких обстоятельствах не должен унижать ее достоинства ни на людях, ни наедине. В семье мужчине следует быть заботливым мужем и отцом. Он не должен разговаривать свысока ни с кем из семьи. В жене и детях должна быть уверенность, что он их надежный защитник. На любую агрессию против себя и своей семьи мужчине следует отвечать адекватно и жестко. Если физически он не способен сделать этого сам, то должен мобилизовать свой интеллект, связи и средства, но враждебные действия пресечь. Одной из главных своих обязанностей мужчина должен считать материальное обеспечение семьи. Прекрасной чертой мужского характера следует считать умение уступить женщине в непринципиальном вопросе, а в некоторых случаях признать свою неправоту. С младенчества наблюдая то, как отец ведет себя по отношению к матери, сын невольно будет ему подражать. Физическим и умственным развитием отпрысков тоже должен заниматься отец. Даже если он безумно занят, не следует надеяться, что кто-то сделает это за него. Если он не научится выбирать для этого время, то когда-нибудь потеряет детей. Ребенок, подросток не является пассивным объектом в ходе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности оказывает влияние собственный жизненный опыт, анализ поведения, деятельности и общения.
Вопросы, касающиеся гендерной социализации и стереотипизации на сегодняшний день как никогда противоречивы. Происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. Наше общество постоянно развивается и проблема приобретает новые формы и нуждается в постоянном изучении.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.
3. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
4. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани; Н. М. Лапина. — М. : Политиздат, 1988. — С. 238.
5. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006.
6. Лазарева Е. А. Опыт исследования полоролевых стереотипов // Проблемы этнокультуры в Европейском пространстве / Под. ред. А. А. Алимбаева. — Караганда, 1998. — С. 149.
7. Усачева Н. Женщина: её статус, судьба и образ в мировой культуре. — Алматы. 1999. — С. 11.