Оксана Смирнова
Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребенка встроиться, вписаться в общество, занять в нем определенное место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребенку в создании такого пространства.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель социализации – приобретение ребенком личностных качеств, навыков, социального поведения, обучение бесконфликтному общению.
Для социализации ребенка в современном мире, формировании жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию его коммуникативных навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является технологии проектной деятельности :
1. проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и ее можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.
2. позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
3. является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволяет им иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ОВЗ.
Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.
1. При разработке этапов приходится учитывать психологическое и физическое состояние детей, с тем, чтобы правильно составить план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.
2. В ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Именно командный подход необходим для всестороннего изучения проблем ребенка с ОВЗ, при включении его в совместную деятельность с обычными детьми.
3. Для успешной социализации детей с ОВЗ очень важно активное сотрудничество с социальными институтами : школы, библиотеки, музеем, учреждения дополнительного образования. Наши дети активно участвуют в различных конкурсах, концертах, соревнованиях. Совместно с родителями мы посещаем различные мероприятия.
Предлагаем вашему вниманию пример одного из проекта, который был разработан и осуществлен в работе с детьми с ОВЗ нашей группы «Такой знакомый, незнакомый Снеговик».
Тип проекта :
- по доминирующей деятельности : познавательно-творческий.
- по количеству участников: групповой.
-по характеру контактов – внутри одной возрастной группы (6-7лет,
- по количеству участников – фронтальный (12 человек,
- по длительности - краткосрочный (2 недели).
Проблема: «Где родился снеговик и зачем люди лепят снеговиков».
Задачи:
1. Дать представления о снеговике, об истории его возникновения в разных странах.
2. Познакомить с родиной снеговика в России – городом Архангельском.
3. Развивать у детей познавательный интерес к истории предмета, к музейному искусству.
4. Создать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Прогнозируемый результат:
1. Расширение кругозора дошкольников, формирование представлений о мини-музее, об истории предметов (снеговике в частности).
2. Дети могут применить полученные знания при составлении сказок, историй о снеговике.
3. Повышение самооценки детей за счет участия в разных видах деятельности (конкурс чтецов, выставки работ, роль экскурсовода в мини-музее).
4. Развитие монологической и диалогической речи детей.
5. Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Место проведения – групповое помещение детского сада.
Таблица 1.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Этап Педагоги дети ДОУ и семья
Подготовительный этап Дети участвуя в выставке «Пластилиновая зима», оказывается, что на большинстве работ изображены Дед Мороз и Снеговик.
Возникают вопросы:
- Кто и зачем придумал лепить Снеговика?
- Когда и где появился первый Снеговик?
- Есть ли у Снеговика День Рождения, родственники?
Совместное решение детей и педагогов : используя всевозможные источники, найти ответы на поставленные вопросы.
- Откуда можно узнать информацию о Снеговике?
- Каким образом добыть эту информацию?
- Кто нам поможет? Кого привлечь к поиску информации?
-Что нам делать с полученной информацией?
Дети предлагают свои способы решения проблемы, воспитатель их корректирует.
Составление плана действий (совместно с детьми) Создание фонда познавательной и художественной литературы
Познавательное развитие:
1. Анкетирование детей «Кто такой Снеговик».
2. Знакомство с историей возникновения снеговика
(М/М презентация).
3. Экспериментальная деятельность «Почему снег
белый» 1. Поиск и разучивание с ребенком стихотворения к конкурсу чтецов.
Основной
4. Организация мини-музея «Какие разные
снеговики!»
Речевое развитие:
1. Чтение художественной литературы:
-А. Усачев Школа снеговиков
- Г. Х. Андерсен Снеговик
- М. Шкурина Сережа и снеговик
2. Просмотр мультфильмов по теме:
«Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки»
3. Составление описательного рассказа по картине
«В зимнем парке».
4. Составление сюжетного рассказа «Девочка и
снеговик» (Гусарова Н. Н. Беседы по картинке:
времена года)
5. Рассматривание и обсуждение иллюстраций по
теме.
6. Отгадывание и придумывание загадок, словесные
игры.
Художественно-эстетическое развитие:
Организация мастерской по сюжету произведения
«Школа снеговиков»
1. Роспись елочных шаров.
2. Работа с тканью (изготовление подарков
родителям).
Физическое развитие:
Зимние подвижные игры, упражнение в зимних
видах спорта.
Социально-коммуникативное развитие :
Приглашение детей младшего возраста на конкурс
чтецов и в музей Снеговика в группу. 2. Пополнение экспонатов для мини- музея.
3. Совместное придумывание и оформление книжек «Сказка о снеговике».
Заключительный 1. Проведение экскурсий по музею Снеговика
2. Музыкально-спортивное развлечение «Ах, этот снеговик»
3. Самостоятельные творческие игры с изготовленными Снеговиками. Участие родителей в музыкально-спортивном развлечении «Ах, этот Снеговик».
Проведение родителями мастер-класса по изготовлению Снеговика из фетра
Таблица 2.
Взаимосвязь со специалистами
музыкальный руководитель 1. Подбор музыкального и песенного материала.
2. Подготовка детей к музыкально - спортивному развлечению
учитель-логопед 1. Подбор литературных произведений для конкурса чтецов
2. Отработка звукопроизношения в данных произведениях.
инструктор по физическому воспитанию 1. Организация и проведение «Веселых стартов» (дети и родители)
2. Пополнение картотеки подвижных игр.
воспитатель по изодеятельности 1. Организация выставки работ ДХШ по теме.
2. Проведение серии занятий по рисованию: «Знакомство с многофигурной композицией», «Зимние развлечения», «Создаем иллюстрации к книге Усачева «Школа Снеговиков»
другие социальные учреждения 1. Участие детей в выставке «Пластилиновая зима».
Библиотека «Мир Знаний».
2. Совместная поездка с родителями в г. Архангельск в дом Снеговика (Соломбала).
Список литературы
1. Акатов Л. И. социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М. :Владос,2003
2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. -М. :ТЦ Сфера, 2010
3. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. -М. : Линка-Пресс, 2009