Наида Баширова
Самообразование «Социализация через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
Публикация «Самообразование „Социализация через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.
6. Развивать речевую активность у детей.
7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Актуальность темы:
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
План работы.
Драматизация русской народной сказки «Теремок». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.
Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться»
Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»
Игровое упражнение: «Накрой на стол»
Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться».
Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».
Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
Подбор потешек, стихов, пословиц
Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Сюжетно-ролевая игра : «Магазин игрушек».
Картотека картинок, муляжей, игр
Изучение методики по внедрению этюдов в образовательный процесс
Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».
Драматизация сказки «Красная шапочка» с детьми группы.
Презентация «Играют наши дети».
Дыхательная гимнастика в развитии речевого дыхания
Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».
Консультация «Вежливые слова»
Сюжетно-ролевая игра : «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
Артикуляционная гимнастика для речевого аппарата
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка»
Составление (придумывание) загадок
Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»
Экскурсия по улице :Ленина (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, транспортом, пешеходами).
Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».
Сюжетно-ролевая игра : «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
Педагогическое обследование детей
Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).