Чичева Юлия
Социализация дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе перед педагогами и психологами встала острая проблема социализации в детском коллективе. Причина в том, что прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.
Дети первыми на себе ощутили негативные стороны компьютерного прогресса. Нормой стала ситуация: папа – в компьютере, мама – в телефоне, ребёнок или предоставлен сам себе, или занят освоением новой компьютерной игры. В былое ушли тё плые семейные традиции: чтение книг, домашние посиделки, совместное кулинарное творчество, организация коллективного семейного досуга, рукоделие, колыбельные песни перед сном.
Публикация «Социализация дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Современная действительность с её прогрессивными технологиями вносит поправки в способы взаимодействия между людьми, в частности между детьми. Ребёнок, попадая в коллектив, испытывает огромные трудности в общении.
Социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми (со сверстниками, взрослыми и семьёй, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая собственные потребности и интересы других.
Образовательный стандарт от 1 января 2014 г. ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. Позитивная социализация – это освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства, происходящее в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленное на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
Проблемы личностного развития ребёнка волнуют не только нас педагогов, но и затрагивают интересы родителей, которые нацелены на то, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным в себе, творческим, инициативным, а главное счастливым, добрым и успешным.
Освоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей, достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, положительно воспринимать как свои неудачи, так и неудачи других людей – вот запрос общества на современном этапе.
Лишь при постоянном взаимодействии всех участников образовательного процесса (дети – семья - педагоги) формируется фундамент становления духовно-нравственной личности.
Формирование навыков позитивной социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.
Из множества подходов и методов, позволяющих реализовать поставленные ФГОС задачи в области позитивной социализации, нам хотелось бы остановиться на методе проектной деятельности. Данная форма работы объединяет воедино все виды деятельности и вовлекает всех участников воспитательного процесса.
В нашем дошкольном образовательном учреждении «Пчелка» в соответствии с годовыми задачми были запланированы и реализованы различные по тематической направленности проекты.
Одним из проектов направленных на экологическое воспитание дошкольников
Цель проекта : Формирование знаний детей старшего и подготовительного возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.
Задачи проекта :
- создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;
- формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края;
- развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
- привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.
Также были запланированы и реализованы проекты, направленные на нравственно - патриотическое воспитание.
Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Чтобы реализовать поставленную цель определили следующие задачи:
- познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, доступными детям и вызывающими у них эмоциональные переживания;
- знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.
В этом году педагогами нашего детского сада был реализован проект по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра».
Цель проекта : создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении всего образовательного проекта.
Задачи проекта
• Активизировать работу педагогов с детьми театрализованной деятельностью.
• Пробудить интерес детей и родителей к театрализованной деятельности в детском саду, к театру.
• Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса и т. д.).
• Приобщать родителей к театральному искусству, способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
Особенно интересными нам показались творческие проекты, итоговым мероприятием которых становятся большие концерты, фестивали, праздники, объединяющие детей, родителей, педагогов, приглашённых гостей, что позволяет расширить круг социального партнёрства, путём единения интересов. Благодаря таким проектам детский сад превращается в одну дружную семью, команду единомышленников, объединенную общей идеей, творческим порывом. В то же время участники проекта получают возможность проявить свою яркую индивидуальность, расширить рамки собственного общения, ощутить себя значимой частицей единого организма.
Стоит отметить также влияние проектной деятельности на социализацию родителей. Как правило, родители, подключаются к проекту с известной долей скептицизма. Но проживая все этапы проекта на равных со своими детьми и педагогами, являясь не сторонними наблюдателями и исполнителями, а инициаторами и творческими лидерами, они резко меняют вектор своих взглядов на ценность проектной деятельности. Родители сами превращаются в детей, уходят закрепощённость, замкнутость, агрессия, высокомерие. Возникает желание общаться, играть, творить, созидать.
Проектная деятельность в детском саду является источником положительных эмоций, способствует развитию коммуникативных процессов, погружает ребёнка в атмосферу радости, творчества создаёт фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям, владеющим формулой успешности в обществе – умением общаться с людьми. А по выражению Антуана де Сент-Экзюпери единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.