МААМ-картинки

Социализация детей с РАС в ДОУ

Елена Алтухова
Социализация детей с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.

Публикация «Социализация детей с РАС в ДОУ» размещена в разделах

Основными клиническими признаками РАС являются:

• Трудности в коммуникации.

• Трудности в установлении визуального контакта.

• Побочные реакции на сенсорные раздражители.

• Нарушение развития речи.

• Стереотипность поведения.

• Нарушение социального взаимодействия.

Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую боятся всего нового. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Такие дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. На границе раннего и дошкольного возраста, возникают первые виды игр.

В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.

Особенности игры ребенка с РАС:

«Застревание» на стадии предметной игры.

• Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением.

• Не заинтересованность игрушками и игровыми предметами.

• Отсутствие интереса в игре к другим детям.

• Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического

спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов:

воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.

Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра:

1. Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям.

2. Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки.

3. Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым.

4. Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке.

5. Воспитываем интерес к подвижным играм.

6. Учим играть рядом и не мешать друг другу.

Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности обучения игре, и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:

-Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия.

-Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Говорите так. чтобы ребенку было легко вас понять.

-Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

- При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

-Меняйте тембр голоса, высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие.

-Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.

-Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

-Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.

У ребенка с расстройствами аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия, где отсутствует видимый сюжет. Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей.

Положительные стороны стереотипной игры:

-Для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.

-Если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. Мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

Главные особенности стереотипных игр:

• Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.

• В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.

• Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.

• Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.

• Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые).

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

-Переживание приятных эмоций положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.

-Возникновение эмоционального контакта со взрослым.

-Получение ребенком новой сенсорной информации. Это важно для расширения его представлений об окружающем мире.

-Внесение в игру новых социальных смыслов. Это введение сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Примеры сенсорных игр: «Переливание воды», «Купание кукол», «Игры с мыльными пузырями», «Вертушка», «Бульки», «Холодно – горячо», «Постучим, погремим» и т. д.

В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом к контролю над собственным поведением.

Примеры терапевтических игр: «Снежки в заданную цель», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Бумажный листопад», «Бумажная битва» и т. д.

На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

Все игры взаимосвязаны между собой и свободно перетекают одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи и для них характерна общая закономерность – повторяемость и путь от ребенка.

Пожелание! Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность.

Р. Шнайдер (педагог, философ)

Публикации по теме:

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Физическая культура для детей РАС Физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) У детей с расстройствами аустического спектра (РАС) имеется.

Информация для памятки родителям детей с РАС «Справляемся с проблемным поведением детей вместе» СПРАВЛЯЕМСЯ С ПРОБЛЕМНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ВМЕСТЕ Если малыш требует внимания или хочет получить желаемое: Создайте ассоциацию «взрослый.

Мотивация детей с РАС во время обученияМотивация детей с РАС во время обучения Нет в обучении и воспитании одного самого главного приёма. Радуга из одного цвета не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают.

Сценарий праздника «Новый год» для детей с РАС 3–6 лет Под музыку Дед Мороз заводит детей в зал. (Каждый ребёнок идёт с тьютором). Д. М. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дед Мороз. Посмотрите,.

Праздник «У новогодней елочки» для детей с РАС Праздник у новогодней елочке для детей с РАС Музыка … в зал зашли дети. Ведущая Нам праздник чудесный зима принесла.

Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире.

Сценарий осеннего праздника для группы детей с РАС Под муз. «Жёлтый вальс» дети с мамами парами входят в зал, танцуют. Вед. Смотрите ребята, к нам в гости идёт красавица Осень. Входит Осень,.

Сценарий спортивного праздника для детей старшей группы с РАС Сценарий спортивного мероприятия «Фитбол-это здорово!» (для детей с расстройствами аутистического спектра) Проводят:инструктор по физической.

Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС, находящихся на дословесном уровне общения 1. Если ваш ребенок не общается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с РАС в ДОУ
Опубликовано: 21 марта 2019 в 22:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с РАС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алтухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД