Елена Алтухова
Социализация детей с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.
Публикация «Социализация детей с РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основными клиническими признаками РАС являются:
• Трудности в коммуникации.
• Трудности в установлении визуального контакта.
• Побочные реакции на сенсорные раздражители.
• Нарушение развития речи.
• Стереотипность поведения.
• Нарушение социального взаимодействия.
Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую боятся всего нового. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Такие дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. На границе раннего и дошкольного возраста, возникают первые виды игр.
В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.
Особенности игры ребенка с РАС:
• «Застревание» на стадии предметной игры.
• Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением.
• Не заинтересованность игрушками и игровыми предметами.
• Отсутствие интереса в игре к другим детям.
• Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического
спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов:
воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.
Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра:
1. Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям.
2. Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки.
3. Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым.
4. Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке.
5. Воспитываем интерес к подвижным играм.
6. Учим играть рядом и не мешать друг другу.
Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности обучения игре, и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:
-Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия.
-Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Говорите так. чтобы ребенку было легко вас понять.
-Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.
- При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.
-Меняйте тембр голоса, высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие.
-Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.
-Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.
-Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
У ребенка с расстройствами аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия, где отсутствует видимый сюжет. Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей.
Положительные стороны стереотипной игры:
-Для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.
-Если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.
Наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. Мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.
Главные особенности стереотипных игр:
• Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.
• В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.
• Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.
• Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.
• Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.
Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые).
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
-Переживание приятных эмоций положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.
-Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
-Получение ребенком новой сенсорной информации. Это важно для расширения его представлений об окружающем мире.
-Внесение в игру новых социальных смыслов. Это введение сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Примеры сенсорных игр: «Переливание воды», «Купание кукол», «Игры с мыльными пузырями», «Вертушка», «Бульки», «Холодно – горячо», «Постучим, погремим» и т. д.
В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом к контролю над собственным поведением.
Примеры терапевтических игр: «Снежки в заданную цель», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Бумажный листопад», «Бумажная битва» и т. д.
На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.
Все игры взаимосвязаны между собой и свободно перетекают одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи и для них характерна общая закономерность – повторяемость и путь от ребенка.
Пожелание! Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность.
Р. Шнайдер (педагог, философ)