Богаевская Юлия Николаевна
Программа кружка по развитию творческих способностей в условиях РЦ для детей и подростков с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Кружок представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей в : тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие. Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта, раскрывается его творческий потенциал.
Публикация «Программа кружка по развитию творческих способностей в условиях РЦ для детей и подростков с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой и ставит перед собой главную задачу: воспитания растущего поколения, творческого восприятия окружающей среды, а так же активности мышления. Задача способствует достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предпетимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве.
Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент. Л. Н. Галигузова трактует понятие «детское творчество» как форму активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе который он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
Слово творчество происходит от слова творить, что означает «искать, изображать, создавать нечто такое. Что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальность.
Вопрос состоит в том как выявить и развивать творческие способности детей. Первое что необходимо для этого сделать, это уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок в отделении для развития данных способностей каждого ребенка, при учете его интересов и наклонностей. Одним из способов оптимизации воспитательного процесса и всестороннего развития является формирование кружковой работы. Кружковая деятельность дает возможность ребенку реализовать себя, применить свои творческие способности на практике.
Эффективность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков поддерживать и развивать интерес ребенка и его товарищей к собственным успехам и результатам.
Цель кружка :
Развитие детского творчества, художественно – эстетического вкуса через различные виды художественно – конструктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники выполнения.
Задачи кружка :
• Создать условия для развития творческих способностей у детей.
• Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов с учётом индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
• Разработать план кружковой работы.
• Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре.
• Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности детей, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
• Развивать у детей чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии цвета.
• Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
• Учить детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ.
• Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.
• Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу.
• Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.
• Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой.
• Учить планировать создание собственной игрушки-самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов.
Планируемые результаты:
• оформление ежемесячных выставок детских работ;
• участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
• детские мастер-классы для родителей.
• выступления перед родителями, памятки, буклеты: «Как воспитать творческую личность», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия»;
Сроки реализации кружка :
Реализация кружка рассчитана на февраль 2021год – январь 2022 год и представляет собой четыре содержательные линии
- нетрадиционная техника рисования;
- работа с бумагой;
- работа с пластилином;
- работа с нитками;
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 4 занятия в заезд
Участники кружка : дети и подростки с ограниченными возможностями, проходящие курс реабилитации в отделении дневного пребывания.
Список литературы
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Галанова Т. «Игрушки из помпонов»,М., Аст-Пресс, 2010 г.
6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
7. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
9. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
10. Конышева Н. М. «Наш рукотворный мир», М., Аст-Пресс, 2010 г.
11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
12. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
13. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» : КАРО, 2010. – 112 с.
14. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
15. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Тематическое планирование
Сентябрь
Нетрадиционная форма рисования:
1. Листопад
Монотипия
Познакомить детей с техникой монотипии.
Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.
2. Превращение гусеницы
Монотипия
Закрепить умение детей пользоваться техникой монотипией.
Познакомить детей с симметрией на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.
3. Ежики на опушке
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.
4. Ветка рябины
Рисование пальчиками
Познакомить детей с техникой «рисования пальчиками, используя прием примакивания. Развивать чувство композиции и цветовосприятие.
Октябрь
1. Перелётные птицы
Рисование ладошкой
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.
2. Сильный ветер
Печатание листьями
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
3. Осенние деревья
Выдувание, рисование ватными палочками
Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
4. Дождик, дождик, капелька
Рисование пипеткой
Познакомить с техникой «Рисование пипеткой». Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
Ноябрь
1. Пушистый котёнок
Тычок жесткой полусухой кистью
Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
2. За мокрым стеклом
Рисование по сырому
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение.
3. Кляксы наши друзья
Кляксография
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — кляксографией, ее особенностями и выразительными возможностями. Развивать творческую активность детей.
4. Сказочный цветок
Выдувание, тычок жёсткой кистью
Продолжать знакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки тычкования жёсткой кистью; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
Декабрь
1. Зима пришла
Рисование солью
Познакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).
2. Снежинки
Набрызг
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить контролировать силу набрызга.
3. Зимний вечер в лесу
Граттаж
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогограттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
4. Новогодний салют
Набрызг
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.
Январь
1. Морозное окно
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры
2. Сова
Тычок полусухой жесткой кистью
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
3. Зимние узоры
Граттаж
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой черно-белогограттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
4. Забавные животные
Кляксография
Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Учить создавать сюжетные композиции. Развивать воображение.
Февраль
1. Подводный мир
Рисование ладошкой, рисование по мокрому
Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках «Рисование по мокрому» и «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение.
2. Полярная ночь
Рисование зубными щётками
Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности, используя технику рисования зубной щёткой.
3. Матрешка
Рисование ватными палочками и скомканной бумагой.
Познакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек ватными палочками. Развивать цветовосприятие.
4. Мимоза
Оттиск печатками
Продолжать учить рисовать в технике отпечатывания, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
Март
1. Цветы маме
Печать по трафарету, рисование пальчиками
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.
2. Солнечный денёк
Рисование пальчиками
Закрепить технику рисования пальчиками. Познакомить со способами получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, рыжий). Развивать творческое воображение и логическое мышление.
3. Радуга
Рисование по сырому
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение.
4. Подснежники
Акварель + восковой мелок
Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
Апрель
1. Курочка и цыплята
Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой
Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.
2. Космос
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
3. Цветочный узор
Монотипия
Закрепить знание детей о нетрадиционной технике рисования «Монотипия». Продолжать знакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление и творческое воображение.
4. Одуванчик
Рисование манной крупой
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной крупой». Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
Май
1. Сирень
Набрызг
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить заполнять всё пространство листа.
2. Салют
Набрызг
Закрепить навыки рисования с помощью техники «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.
3. Весеннее настроение
Рисование трубочкой
Продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционной техники рисования при помощи трубочки, развивать воображение.
4. Чем пахнет лето?
Акварель + восковой мелок
Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии.