Миля Ульянова
Функциональная грамотность детей: формирование предпосылок читательской грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
. В основе функциональной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период и ориентированных на следующие показатели: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
Публикация «Функциональная грамотность детей: формирование предпосылок читательской грамотности» размещена в разделах
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
- Функционально грамотная личность
- Педагогические технологии
- Ключевые компетенции
- Педагог
В современном, быстро меняющемся мире, большое внимание уделяется к уровню образованности и формированию функционально грамотной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Российские и международные образовательные стандарты включают целый ряд формируемых у обучающихся навыков, компетенций, качеств, которые должны стать результатами образования (навыки XXI века) и которые так или иначе связаны с функциональной грамотностью. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, потому что она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности, потребностью активной личности дошкольника, формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Однако в дошкольном детстве мы создаем лишь условия для формирования предпосылок базовых навыков и овладения функциональной грамотностью. В настоящее время проблема формирования у обучающихся функциональной грамотности отражает ведущие тенденции системы общего образования, диверсифицируется она и в приоритетных направлениях развития системы дошкольного образования, что, безусловно, вызывает ряд серьезных вопросов у практиков. В тоже время научно-методические и практические подходы к комплексному решению данной проблемы в дошкольной сфере исследованы явно недостаточно. Проблематика формирования функциональной грамотности у дошкольников в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин, Ш. Ф. Фарахутдинов рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества. Процесс формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста нашел отражение в фундаментальных работах Гайченко С. В., Смеловой В. Г., А. Г. Асмолова, Р. Н. Бунеева, А. А. Вахрушева, А. В. Горячева. На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения и воспитания позволяет достичь оптимально продуктивного результата. Мировые и отечественные тенденции развития образования ориентированы на использование практико-ориентированных моделей образования, обеспечивающих подрастающему поколению приобретение умений, гарантирующих успешность социализации, гибкую адаптивность к меняющимся социально-экономическим условиям. Перестройка образовательных программ связана в большей степени не столько с корректировкой содержания, соответствующего социокультурной ситуации развития общества, а с системным изменением методов воспитания, созданием мотивирующей образовательной среды, содействующих формированию у обучающихся функциональной грамотности. Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФОП ДО с точки зрения решения задач формирования функциональной грамотности дошкольников свидетельствует о том, что на этапе дошкольного возраста речь идет о пропедевтическом этапе формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области родного языка (чтения, письма, коммуникации и социализации (общения со взрослыми и сверстниками, социумом, математики и естествознания (опыт деятельности, финансового и цифрового образования. Формирование функциональной грамотности это сложный, многосторонний, длительный процесс. Полагаем, что акцент формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности переносится в сторону разработки и реализации эффективных образовательных программ и технологий, включающих интегрированный подход, практико-ориентированный инструментарий с комплексом интерактивных форм и заданий различных типов. Чтобы достичь нужных результатов необходимо умело, грамотно сочетать различные современные образовательные педагогические технологии.