Макулова Инна
Фронтальное занятие «Дефференциация звуков [Т], [Д] и букв «Т», «Д» в старшей подготовительной группе
Фронтальное занятие в старшей подготовительной группе
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ № 1 «Солнышко»
___О. А. Лихоносова
Конспект фронтального занятия
В подготовительной логопедической группе
По теме:
«Дефференциация звуков [т] [д] и букв [тэ] [дэ]»
Подготовила и провела
Учитель-логопед МБДОУ №1
Г. Лермонтова
Макулова Инна Николаевна
2018 г.
Цели.
Образовательные:
Публикация «Фронтальное занятие „Дефференциация звуков [Т], [Д] и букв „Т“, „Д“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
ознакомление с буквами[тэ] [дэ] и звуками [т] [д]. Формирование умения находить их среди букв алфавита, составлять слоги и двусложные слова.
Развивающие:
развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями, творческого воображения.
Коррекционные:
-уточнение произношения и различие звуков и букв
-выделение согласного звука из ряда других
-развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память
-развивать логическое мышление
-развивать слоговую структуру слова
-общую и мелкую моторику
-формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
«Волшебный ящик» с мелкими игрушками, зеленое ведерко, магнитная доска, звуковички, буквы [тэ] [дэ], флажки, фигурки, паровоз.
Предварительная работа:
заучивание двустиший о букве [тэ] [дэ] из книги «мой букварь». Подбор слов на звуки [т] [д]. разучивание игры «перевертыш»-скажи наоборот.
Содержание
1. Приветствие
2. Загадка
3. «Волшебный ящик»
4. Характеристика Букв на мольберте, звуковичков
5. Игра: «Подними флажок»
6. Рассказ стихов и буквах [тэ] [дэ]
7. Артикуляционная гимнастика
8. Физкультурная минутка
9. Игра: «Паровоз»
10. Вопросы
1. Что вам больше всего запомнилось?
2. Что вы доставали из «Волшебного ящика»?
3. Какие звуки и буквы мы разбирали?
4. Определяли звуки [т] [д] на слух? Как?
5. Какие придумывали слова наоборот?
6. Кого рассадили по вагонам паровоза?
Я. Ребята!
К нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть чему вы научились.
Поздоровайтесь с гостями!
Рассаживайтесь.
1. Орг. м. Загадка.
Сейчас я загадаю вам загадку.
Внимательно послушайте и постарайтесь отгадать :
На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей
( ответ: буквы)
Я. Скажите дети для чего нам нужны буквы?
Д: уметь писать, читать.
Я. А где они живут?
Д. в алфавите
Я. Вы знаете, что каждая буква имеет свой звук?
Д. да
Я. Хорошо молодцы! Сегодня мы это и проверим.
2. Игра «Волшебный ящик»
Я для вас приготовила «Волшебный ящик». В нем лежат разные предметы.
Ваша задача: по одному, подойти к ящику и вытащить один предмет.
Начинаем с Максима. (все дети взяли предмет)
Поиграю и Я с вами!
Внимательно посмотрите, на то, что у вас в руках и по очереди проговорите названия этих предметов, выделяя 1-й звук.
Вот мне попался дддинозавр. Максим, что попалось тебе? И тд…
3. Упражнение: «Будь внимательным»
Я. Дети, вы услышали какие звуки выделялись?
Д. да [т] [д]
Я. Молодцы, правильно.
Я. А скажи мне Полина, чем отличается буква от звука?
П. буквы мы пишем, а звуки слышим и произносим.
Я. Выставляю на мольберт буквы и говорю вот так эти звуки [т] [д] обозначаются. И мы с вами знаем что каждая буква имеет свой звук.
Я проговариваю четко и выразительно: буква [тэ] звук [т], буква [дэ] звук [д].
Звук [т]- согласный, глухой, мягкий, твердый.
звук [д]-согласный, звонкий, мягкий, твердый.
Я. Ярик выходи к доске и расскажи нам об этих звуках и буквах.
Дает характеристику Ярик:
Звук [т]- согласный, глухой, мягкий, твердый.
звук [д]-согласный, звонкий, мягкий, твердый.
4. Игра «Подними флажок»
Я. Сейчас я вас проверю, как вы научились определять звук на слух.
Подходим берем в правую руку, флажок.
Это упражнение мы будем делать стоя возле стульев.
Внимательно посмотрите на него, видим что с одной стороны он зеленый (мягкий звук) а с другой синий (твердый звук).
Ваша задача услышать мяг. т тв. зв. и показать соответствующий цвет:
Та. Ти. Да. До. Те. Ду. Тя. Ту. Дя. То. Де. Туча. Дуб. Тигр. Девочка.
Я. Хорошо, молодцы! Кладем флажки в коробку.
Я. Остаемся в стоячем положении на стулья не садимся, потому что сейчас мы будем играть.
5. Игра «Перевертыши»
Я. Привила игры: я кидая мяч говорю слово. Кому мяч попался кидает мне обратно и говорит противоположное значение этого слова. И так, начнем:
Я. Плохой- Р. Хороший
Добрый-злой
Черный-белый
Широкий-узкий
Длинный-короткий
Большой-маленький
Высокий-низкий
Тонкий-толстый
Мягкий-твердый
Холодный-горячий
Мокрый-сухой
Сладкий-горький
Я. Хорошо, молодцы! Отлично справились. Теперь садитесь на свои места, продолжим разговор о звуках и буквах.
6. Стихи
Я. Сейчас Даша расскажет стихотворение на звук [т]. Вы слушайте внимательно и запоминайте слова начинающиеся на звук [т].
Потому, что как Даша расскажет стих я буду у вас спрашивать. Какие слова вы услышали.
Я. Даша выходи пожалуйста, расскажи нам стих на звук [т]
Д. Творог из тарелки ел Танин щенок
Теперь у него на ушах весь творог
Я. Хорошо, Даша садись.
Я. А теперь ребята вы называйте слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [т].
Молодцы!
Я. Как мы знаем у звука [т], есть парный звук [д].
Сережа выходи к доске и расскажи нам стихотворение на звук [д]. Вы слушайте внимательно и запоминайте слова начинающиеся на звук [д].
С. Даня делом очень занят
Дом для Даши строит Даня
Я. Хорошо, Сережа садись.
7. «Артикуляционная гимнастика»
Я. Разобрались мы сегодня и с буквами и со звуками, осталось разобраться с правильным произношением этих звуков.
Произносим звук [т] а теперь [д]. Хорошо, молодцы.
Сейчас я услышала, что у некоторых детей язычок стоит не на месте. Чтобы получился четкий, красивый звук, нужно следить за правильным местоположением языка.
Когда мы произносим звуки [т] [д], кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами (альвеолами) и отскакивает от них. Теперь пропробуйте еще раз [т] [д]. молодцы!
А скажите? Чтобы язычок всегда был в тонусе, что нужно делать?
Д. гимнастику для языка.
Я. Правильно! Сейчас мы с вами ее и сделаем.
-«улыбка»
-«хоботок»
-«хомячок»
-«белочка»
-«лошадка»
8. Физ/минутка
Становимся в круг
Я. Дятел долбит старый сук :
(идем по кругу, качая головой)
Тук –тук-тук тук-тук-тук
(имитируем стук)
Он стучать не устает
(показываем на соседа, имит. стук качаем пальцем)
Клювом мошек достает
(качаем головой)
Замолчит на миг и вдруг
(присели чуть, показ. тихо и подпрыгнуть)
Снова слышим тук-тук-тук
(имитируя стук)
9. Игра «Паровоз»
Я. Ребята подходим к столу. И так перед нами паровоз и его пассажиры.
Ваша задача рассадить пассажиров по своим вагонам.