Ирина Дынник
Фронтальное логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка» в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Коррекционные задачи:
• Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
• Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.
Образовательные задачи:
• Обогащать словарный запас детей по лексической теме.
• Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве.
Воспитательные задачи:
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие по лексической теме „Русская народная игрушка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• Формировать у детей представление об истории и развитии игрушки, интерес к истокам нашего народа.
Оборудование: Игрушки: матрешки, глиняные игрушки, из соломы. Демонстрационный материал: Картинка русской избы. Картинки русских народных игрушек: дымковские, филимоновские, карпогольские.
Ход занятия:
Логопед: Сегодня мы отправимся на экскурсию, а поедем мы на автобусе.
Логопед: Вот мы и приехали, сегодня я приглашаю вас в русскую избу.
Что вы видите? (Ответы детей). Раньше, длинными, зимними вечерами садились дети на лавку и играли. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Особенно дети любили глиняные игрушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.
Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.
Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки желтая, зеленая, малиновая и голубая.
Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин,животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек, птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.
Ребята, а давайте с вами вспомним, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.
Дети: из дерева, из соломы, из глины.
Логопед: Игрушки из дерева как называются? (деревянные, а из соломы (соломенные, а из глины (глиняные). Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?
Дети: из пластмассы (пластмассовые, из резины (резиновые, из металла (металлические).
Логопед: Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? Сколько соломенных? Сколько глиняных?
А теперь давайте дадим на эти вопросы полные ответы (проговаривают вместе с логопедом).
Логопед: Игра «Один -много».
• Не одна лошадка, а много. (лошадок).
• Не один павлин, а много. (павлинов).
• Не один барыня, а много. (барынь).
• Не одна уточка, а много. (уточек).
• Не одна свистулька, а много. (свистулек).
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
(Логопед на стол ставит матрёшек)
Логопед: Я к вам в гости пришла и подружку позвала. Только вот беда, не знает она из чего сделаны игрушки. Ребята поможем?
• Из резины - резиновые,
• из пластмассы – пластмассовые,
• из железа – железные,
• из дерева – деревянные,
• из тряпок – тряпичные,
• из глины – глиняные,
• из соломы – соломенные,
• из бересты – берестяные.
Логопед: Повторяем слова за мной и выполняем соответствующие движения.
Я возьму матрешку в левый кулачок.
Положу матрешку справа на бочок.
А теперь поставлю на левое плечо.
Спрячу я матрешку в правый кулачок.
А теперь поставлю прямо пред собой.
А сейчас подвину влево левою рукой.
Положу я под ладошку куколку свою.
А сейчас из-под ладошки снова достаю.
Логопед: Ребята, а давайте игрушки назовём ласково. Игра «Скажи ласково».
• Свистулька - свистулечка,
• кукла - куколка,
• ложка - ложечка,
• погремушка – погремушечка,
• лошадь – лошадка,
• утка – уточка,
• игрушка – игрушечка.
Логопед: Молодцы!
Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба).
О чем говорили? (об игрушках).
Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево).
Какие глиняные игрушки вы знаете?
Игра “Закончи предложение”
У меня есть погремушка, а у вас не погремушки (погремушки)
Я играю (чем… погремушкой
Я положила (погремушку)
-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы)
-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.
-Давайте назовем ласково части тела куклы. (Головка, ручки)
-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка)
-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице)
-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.
-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков)
-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.
-Давайте мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная)
-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук)
-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.
-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки)
-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная (поменьше, маленькая)
Игра “Сочиним стихотворение про куклу”
Бабушка мне сшила (куклу)
Яркую, нарядную.
Целый день играю с (куклой)
Холю ненаглядную.
рассказала всем о (кукле,
Хвасталась девчонкам.
Имя выбрала для (куклы) –
Назвала Аленкой!
-Ребята, а это свистулька. На кого она похожа? (Это птичка)
-Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная)
-А как вы считаете, почему она называется “свистулькой”? (Потому что свистит)
Игра “Договори словечко”
-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.
Физминутка
-Ребята, а это что за игрушка?
-Да, это лошадь. Она сделана из глины.
-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)
-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая)
-А жеребенок? (Жеребенок легче)
-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше)
-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.
-Посмотрите на эту игрушку, это кто? (Собака)
-Как называется детеныш собаки? (Щенок)
-Ребята, какие бывают собаки? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие)
-А это кукла из коры березы.
-Ры-ры-ры- это кукла из коры.
-Чек-чек-чек- из коры платочек.
-Ша-ша-ша- наша кукла хороша.
А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая)
-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый)
-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький)
-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются “самоделки”?
-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?
-Спасибо, ребята! Вы – молодцы!