людмила даренкова
Мини-музей «Русская народная Игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2018
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.
Одним из средств нравственно-патриотического воспитания является музей.
Музей-место, где где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди,чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей "принести"ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют "мини-музеем".
Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно-исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея "Русская народная игрушка"
Этапы проекта мини-музея народной игрушки :
1. Подготовительный этап
В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.
Цели создания мини-музея :
-Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
-Воспитывать интерес к народным промыслам;
-Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
-Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
-Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;
-Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
-Повысить общий культурный уровень родителей.
2. Этап реализации проекта.
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.
Мини-музей располагается в помещении раздевалке, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а также сделанные руками детей и родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.
Для осуществления плодотворной работы с детьми в наем мини-музей был разработан ряд основных принципов:
1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью "отогнать злых духов", ведь именно для этого мастерили их русские люди.
2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини-музея доступен ребенку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств.
Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмет её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок -лишь пассивный созерцатель, а здесь он-соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Данная "Дымковская композиция" заняла 2 место на конкурсе "Народная игрушка"
*
Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами,здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.
Проект мини-музея глиняной и деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2016 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.