Евгения Шальнова
Фронтальное коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное коррекционно-развивающее занятие
в старшей логопедической группе по теме
МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»
Учитель-логопед Шальнова Е. Ю.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи для учителя – логопеда:
1. Коррекционно-образовательные
- активизация словаря по теме занятия;
- совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа со словом «много»);
Публикация «Фронтальное коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- построение предложений с использованием предметных картинок;
Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными;
2. Коррекционно-развивающие
-логического мышления, внимания, памяти, воображения;
-развитие связной речи;
- развитие фонематического слуха;
-развитие физиологического дыхания;
- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
3. Коррекционно-воспитательные
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;
- воспитание доброжелательности, желание сопереживать и помочь героям;
- воспитание самостоятельности, инициативности;
ППРС: Речевой уголок «Говоруша» - массажные мячи.
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, разрезные карточки и цифры для игры "Сосчитайка", набор картинок для игры «Что дали?», массажные мячи, зеркала.
Методическая литература: Г. А. Османова, О. А. Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений». Интернет ресурсы.
Художественная литература: Сказка «Айболит» Корней Чуковский.
Пед. технологии: игровые, коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Краткий план:
1. Организационныйл момент:
2. Сюрпризный момент:
3. Речь с движением:
4. Дыхательная гимнастика:
5. Отгадывание загадок. Д/И «Один-много»
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Самомассаж лица.
8. Самомассаж ладоней.
9. Д/и «Кому что дали?»
10. Игровой массаж «У животных».
11. Игра «Сосчитайка»
12. Составь предложение.
13. Итог.
Мотивация детей: помочь Доктору Айболиту вылечить животных жарких стран.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся
Дети, послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о ком мы будем говорить сегодня на занятии!"
Гул и звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
Воспитатель: О ком это стихотворение? (ответы детей).
Дети: - О животных (жарких стран)
Воспитатель: - А где они живут?
Дети: - В Африке!
Воспитатель: - Вот туда сегодня мы с вами и отправимся!
2. Сюрпризный момент:
Вбегает Доктор Айболит: - Здравствуйте ребята! Это группа «Ягодка»?
Дети: - Да!
Айболит: – Уф! Успел! Узнали меня? Ребята мне стало известно, что вы отправляетесь в Африку. Не могли бы вы взять меня с собой?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: - А что случилось, Айболит?
Айболит: - Сегодня утром мне пришло сообщение о том, что животные в Африке заболели и им нужна помощь! Что же делать? Как же я один справлюсь?
Дети, Воспитатель: Айболит, мы тебе поможем.
Айболит: - Ребята, как вы думаете, на чем можно отправиться в Африку? (На самолете, поезде, пароходе) А на чем быстрее всего туда добраться? (На самолете)
Дети: - На самолете.
3. Речь с движением:
Самолет летит, самолет гудит
Уууууууууууууууу, я в Африку лечууу!
4. Дыхательная гимнастика:
Айболит: - Итак, мы в Африке! Чувствуете, какой здесь особенный воздух? Давайте подышим правильно. (Дети выполняют дыхательное упражнение.)
Носом вдох, а выдох ртом –
Дышим глубоко, легко.
Повторим ещё разок
И пойдём гулять в лесок.
4. Отгадывание загадок. Д. и. «Один – много».
Айболит: - Ребята. А вы любите разгадывать загадки? Подумайте и ответьте, о ком они?
- Грива есть, но он не лошадь? Нет короны, а он царь (лев). А много – львов.
- Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому что он. (жираф). Много жирафов.
- По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил). Много – крокодилов.
- Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард). Много – леопардов.
- Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон). Много – слонов.
- Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог). Много носорогов.
- В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот). Много – бегемотов.
- Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна). Много обезьян.
Что за коняшки — на всех тельняшки? (зебры) Много – зебр.
Айболит: - Ребята, чтобы вы смогли мне помочь вылечить животных нужно сделать упражнения.
5. Артикуляционная гимнастика:
1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
• Бегемот (широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости).
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
2. Упражнения для языка:
• Жираф жует листочки (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).
• Обезьянки качаются на лианах (качели, часики).
• Сигнал опасности у обезьянок (щелкать языком, изменяя форму рта "улыбка-трубочка")
6. Самомассаж лица.
В жарких странах, говорят, (погладить лоб от середины к вискам)
Есть огромный зоосад (растереть по кругу лоб)
По дорожке к водопою (нарисовать «очки» вокруг глаз)
Зебры бегают гурьбою (пощипывать брови по направлению от межбровной складки к вискам)
Даже тигров полосатых
Можно встретить там, ребята (нарисовать полоски движением указательных пальцев по направлению от носа к вискам, от носа к ушам)
А еще тут носороги
Важно ходят по дороге (нажать указательными пальцами обеих рук парные точки на носу)
Знает каждый носорог
Защитит от тигра рог (захватить верхнюю губу пальцами правой руки, а нижнюю - левой, смещать губы в противоположных направлениях).
И спокойно там и тут все жуют, жуют, жуют (вытянуть губы вперед трубочкой, совершать круговые движения по часовой стрелке).
А на ветках обезьяны
Целый день жуют бананы (губами совершаем жевательные движения)
Строят рожицы кривляки-
Павианы и макаки (поочередно надувать щеки)
Но замолкнут в тот же миг (погладить лицо ото лба через щеки к подбородку)
Как услышит львиный рык. (напряженными пальцами помассировать кожу головы)
7. Самомассаж ладоней.
Если в жаркую страну (мячом по ладони сверху вниз на одной руке)
Я случайно попаду, (мячом по ладони сверху вниз на др. руке)
То увижу там шакала, Кенгуру, гиппопотама, (сжимание мяча на каждое слово)
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона (сжимание мяча обеими ладонями)
Хорошо живется им (перекидывание мяча из руки в руку)
Не бывает снежных зим (перекидывание мяча из руки в руку)
Айболит: – Вот теперь мы можем вылечить больных животных!
8. Д/и «Кому что дали?» (Дательный падеж)
Дети берут картинки с изображением (градусника, бинта, витамины, лекарство, ….) подходят к картинке и составляют предложение:
- Я поставил градусник слону.
- Я дал витаминку зебре…
Айболит: – Здорово! Мы вылечили больных животных! Были они больные, а теперь….(отвечают дети)
Звучит музыка. Д. А. - Ребята, это же любимая игра всех животных
9. Игровой массаж «У животных».
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показывают части тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела.)
9. Игра «Сосчитайка»
Воспитатель: - Айболит, а что это у тебя картинки разрезаны?
Айболит: - Ах, этот Бармалей! Это он разрезал картинки! Ребята поможете мне найти пару к каждой картинке.
Дети объединяются в пары по картинкам.
Айболит: – Молодцы! А вы считать умеете? И цифры знаете?
Айболит достает цифры, а дети называют 1,2, 5. Опять Бармалей постарался! Он и цифры украл! Придется так посчитать. Дети выходят по очереди к доске и считают животных
- Один жираф, два жирафа, 5 жирафов….
10. Составь предложение. Составь предложение о слоне и обезьяне с опорой на картинки.
Айболит: - Животные загрустили. Давайте придумаем предложения про слона или обезьяну.
Д. А. - Ребята пора прощаться и возвращаться в детский сад. Заводим моторы и полетели: «Самолет летит ….
Д. А: - Ну вот мы снова в детском саду! Ребята, спасибо, что помогли мне вылечить животных! Вы такие веселые, умные, внимательные и я решил вам оставить задание, которое вы выполните самостоятельно. Ну, а мне пора! До свидания!
11. Итог.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Самоанализ
Фронтального коррекционно-развивающего занятия
в старшей логопедической группе по теме
«Животные жарких стран».
Вашему вниманию было представлено, фронтальное коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе «Животные жарких стран».
Количество детей: 10
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран».
В структуре занятия полностью реализованы направления единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, дидактический материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В занятии прослеживались следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Мною была проведена предварительная работа с педагогами группы: знакомство с животными жарких стран, описание, упражнения на формирование разговорной речи, на речевое дыхание, которая способствовала сотрудничеству, самостоятельности детей и повлияла на положительный результат.
Для реализации коррекционных задач в занятие были включены коррекционно-развивающие упражнения для формирования логического мышления, внимания, памяти, воображения, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, развитие физиологического дыхания, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
В ходе занятия развивала словарный запас и грамматический строй речи. Речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме. Учитывала индивидуальные эмоциональные особенности детей, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход.
Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, наблюдалось позитивное настроение. Данное мероприятие было проведено достаточно эффективно и динамично. Считаю, что поставленные мною задачи были выполнены. Цель достигнута.