Коковина Наталья Анатольевна
Итоговое интегрированное занятие «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Животные жарких стран».
Цель: формирование коммуникативной функции речи и успешной социализации детей.
Программные задачи:
1. Обогащать и активизировать словарь детей;
2. Совершенствовать грамматический строй речи: учить правильному согласованию существительных с числительными (1 слон, 2 слона, 5 слонов);
3. Учить образованию притяжательных прилагательных (чей хвост? – обезьяний хвост, чья грива? – львиная грива, чьи клыки? – тигриные клыки);
Публикация «Итоговое интегрированное занятие „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
4. Упражнять в умении составлять предложения из заданных слов;
5. Учить составлять небольшие описательные рассказы о животных без опоры на план-схему;
6. Учить детей решать проблемные ситуации;
7. Развивать у детей логическое мышление: выделять 4-ый лишний, учить находить «нелепицы» в сюжетной картине;
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
9. Развивать у детей воображение, художественно-эстетический вкус; умение соотносить детали материала с целостным образом животного.
10. Воспитывать у детей добросердечное уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
-Карта мира, карта «Земля - наш общий дом» (животный мир); глобус;
- фигурки животных средней полосы и животных жарких стран; «елочка, пальма»;
- предметные картинки с изображением с изображением животных жарких стран для карты и т. д. ;
- книга - В. Маяковский «Что ни страница,- то слон, то львица»;
- дидактическая игра «Путаница в джунглях»; сюжетная картинка «Что перепутал художник?».
Ход занятия.
I. Организационный момент: на столе карта мира, рядом стоит глобус. Учитель-логопед предлагает детям начать путешествие вместе с программой
Звучит музыка из передачи «В мире животных», дети подходят к карте.
II. Введение в тему:
Логопед – Мы знаем, что наша Земля (показывает глобус) омывается океаном. На каждом материке нашей Земли своя растительность и свой животный мир.
Игра «Найди зверю свой лес».
1. На столе фигурки зверей средней полосы (лиса, медведь, волк, лось, заяц) и животных жарких стран (лев, тигр, зебра, жираф, слон). Логопед предлагает детям выбрать фигурки животных и расставить их под елочку и пальму, соответственно среде обитания.
Логопед - Вы молодцы, ребята, нашли каждому зверю свой лес. А теперь давайте представим, что будет, если вы вдруг перепутаете и поселите жирафа или слона в наши леса России.
Примерные ответы детей:
«Слон может погибнуть от холода, потому что в России зимой бывают морозы. Жираф не нашел бы еду, потому что у него длинная шея, и он питается листьями эвкалипта. Крокодил замерзнет в реке, потому что зимой реки покрываются льдом. Обезьяна не найдет бананы, потому что они растут на пальме».
2. Работа с картой: логопед на карте показывает Африку, Австралию, Индию, Азию и предлагает расставить фигурки животных на материки в соответствии с местом их обитания (с опорой на карту «Земля- наш общий дом»)
III. Совершенствование грамматического строя речи:
Упражнение: «Веселый счет» (ед. и множ. число)
Логопед предлагает посчитать, например, сколько слонов можно увидеть в Индии (показывает карточки с цифрами 1,2, 5: одного слона – двух слонов – пять слонов).
Аналогично: одну обезьяну– двух обезьян – пять обезьян и т. д.
IV. Обучение словообразованию: образованию притяжательных прилагательных.
Дидактическая игра «Путаница в джунглях».
На картинках- паззлах перепутаны детали строения тела животных, например, голова льва, туловище слона, ноги крокодила. Дети исправляют ошибки и называют, чьи части тела были перепутаны.
Например, у слона львиная голова, а у зебры крокодильи лапы.
V. Обучение правильному построению предложений: составление предложений по опорным словам.
1. Клетка, лев, сидит, сильный. – Сильный лев сидит в клетке.
2. Жираф, шея, у, длинная. – У жирафа длинная шея.
3. Слон, у, хобот, длинный. – У слона длинный хобот.
4. Тигр, страшно, полосатый, рычит. – Полосатый тигр страшно рычит.
VI. Составление описательных рассказов о животных через игровую ситуацию «Путешествие в Сафари-парк».
Логопед:- Ребята, на предыдущих занятиях мы познакомились с книгой, которую написал для детей поэт В. Маяковский «Что ни страница, - то слон, то львица». (Логопед показывает книгу).
- Вот бы нам посмотреть, хоть одним глазком, как живут звери в Африке, в естественных условиях. Вы бы хотели? (ответы детей)
- Как же нам это сделать?
( Ответы детей: вообразить; представить, что мы путешествуем).
- Ну, что ж отправляемся с вами в виртуальное путешествие, т. е. воображаемое, на юг Африки в Сафари-парк.
- Проходим в самолет.
Дети переходят в другую часть группы, где находится «импровизированный самолет».
Детей встречает «стюардесса» (педагог-психолог). Дети здороваются со стюардессой (педагогом-психологом) и занимают свои места в «салоне самолета».
Стюардесса : - Чтобы нам было весело лететь, и у вас было хорошее впечатление от путешествия, давайте с вами поиграем.
1-ая игра «Назови соседа ласково» (развитие эмоционально-волевой сферы, позитивной установки на сверстников)- нужно сказать, как можно больше добрых слов о своем попутчике.
Например, Катя умная, красивая, добрая, заботливая. Миша веселый, шустрый, любознательный. (Каждый ребенок говорит своему соседу добрые слова).
2-я игра «Что перепутал художник?» (логическое мышление)
На картине нарисованы «нелепицы» : например, жираф стоит на льдине, а морж загорает на песке. Лыжник катается на лыжах летом, а ежи улетают стаей на юг и т. д. Дети находят ошибки художника.
Логопед предлагает выйти из самолета и пройти в «Сафари-парк»
(включает аудиозапись со слайдами африканского Сафари – парка)
Во время просмотра слайдов: вопросы-ответы
Логопед:- Дети, каких животных мы встретили в Сафари-парке?
Дети - Мы увидели много разных зверей: тигра, льва, зебру, жирафа, обезьяну, слона и т. д.
Логопед:- Я видела, с каким интересом вы рассматривали животных. Каждый из вас теперь может рассказать о понравившемся звере (проводилась предварительная работа по составлению описательных рассказов с опорой на план-схему).
Примерный рассказ ребенка:
«Тигр – это хищное животное. Он питается мясом. У него большое овальное туловище. Впереди большая голова, в пасти острые клыки, сзади длинный хвост. Лапы у тигра сильные, большие с острыми когтями. Покрыт тигр бело-рыжей шерстью с черными полосками. Он полосатый. Тигр сильный, быстрый, страшный, ловкий».
Далее дети по своему выбору составляют рассказ о других животных.
Возвращаются к «самолету».
«Стюардесса» (педагог-психолог) предлагает детям вспомнить, какие эмоции они проявляли во время путешествия (карточки- схемы)
Педагог показывают карточку – схему «удивление», дети называют эмоцию и, в какой момент путешествия они ее проявляли.
Таким образом, рассмотрены карточки-схемы: «страха», «ужаса», «радости», «гнева», «злости», «любопытства» и др.
Выявлено, что эмоций «гнева», «злости» не пришлось испытывать детям.
Чаще использовались эмоции «радости», «любопытства», «удивления», а иногда и «страха».
VII. Работа с воспитателем.
Дети выходят из «самолета», их встречает воспитатель.
(дети делятся впечатлениями о путешествии с воспитателем)
Воспитатель: - Дети, что бы это путешествие осталось у вас надолго в памяти, я предлагаю вам смастерить фигурки животных, которые вам особенно понравились (художественное творчество).
-Прежде, мы с вами проведем гимнастику для пальчиков «Мы делили апельсин»
На столе у воспитателя заготовки (детали, из которых дети будут мастерить фигурки животных. Дети определяются с выбором животного и выбирают себе детали из общего количества.
Выполненные фигуры выставляются на макет Сафари-парка.
Итог занятия :
Логопед:- Какие вы молодцы, ребята. Вы так много сегодня сделали (поощряется каждый из детей) :
…. был сегодня внимательный и любознательный.
… была активной.
У …. получились самые красивые рассказы.
…. нашла больше всех ошибок у художника.
… сказали много добрых слов о детях.
В руках у логопеда оказывается фигурка белого медведя.
Логопед:- Ребята, а вы знаете, что это за зверь? (Ответы детей). Где живет белый медведь?
Дети:- На севере, на льдине (другие ответы)
Логопед:- Можем мы его поставить на наш макет?
Ответы детей – нет. На макете животные жарких стран (другие ответы)
Логопед: - Да, ребята, белый медведь - это уже совсем другая история, и другое путешествие…