МААМ-картинки

«Технология музыкального воздействия». Проект по коррекционным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников

Светлана Степанова
«Технология музыкального воздействия». Проект по коррекционным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта Коррекционные здоровьесберегающие технологии.

Тема проекта «Технология музыкального воздействия»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Оренбург, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

• Пояснительная записка.

Проектная карта

Темочки:

• Матрица проекта

• Используемая литература

• Приложение (ритмические карточки, картотеки)

Пояснительная записка

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, у многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов речевой, двигательной системы. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Технология музыкального воздействия - к примеру музыкотерапии, вокалотерапии и ритмотерапии с применением такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Цель технологии музыкального воздействия : обогащать деятельность детей, развивать свободу творчества, вводить в мир разнообразных чувств, развивать коммуникативную деятельность, творческие музыкальные способности.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

• утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

• для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

пробуждению детей после дневного сна поможет : тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

На музыкальных занятиях и в свободной деятельности детей применяются следующие здоровьесберегающие технологии :

музыкотерапия;

• вокалотерапия;

• ритмотерапия;

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Достоинствами музыкотерапии являются :

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Для проведения музыкотерапии (в зависимости от вида деятельности) рекомендуют использовать классические произведения известных композиторов для релаксации, после дневного сна, в свободной деятельности, детские песни, песни из известных мультфильмов (в свободной деятельности, в игровой деятельности).

Необходимо слушать музыку не пассивно, а активно. Как предлагает Тютюникова Татьяна Эдуардовна - детям нужно побыть в музыке, через движения получить телесное восприятие. Чтобы не надоело детям, для слушание музыки нужно подбирать небольшие произведения, длительностью в 20-40 секунд не больше, но после многократно прослушивать это же произведение. Слушать на стульчиках, в тишине посидеть, чтобы дети забрали музыку в сердце. Активное слушание можно использовать например с ламинированными лепестками, дети держат в руках лепестки, раскачиваются из стороны в сторону, выполняют движения по тексту, а в конце собирают цветок.

Вокалотерапия- научное название метода, которое подразумевает лечение собственным голосом. Голос - это уникальный «инструмент», данный человеку самой природой. Искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание. Которое является одним из факторов здоровой жизни.

Ритмотерапия – это система особых упражнений под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение.

Ритмические схемы (в соответствии со схемой дети воспроизводят ритм с помощью хлопков, притопов, щелчков пальцами, цоканья языком) - воспроизведение простых и сложных ритмов по заданной схеме (на картинке) развивают внимание, саморегуляцию, зрительную память, произвольность поведения, умение действовать по образцу.

Развитию ритма способствует игра на музыкальных инструментах помогает совершенствованию психических процессов – восприятия, памяти, внимания, образного и словесно – логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, специальными музыкальными терминами (медиатор, струны, оркестр, клавиши, партитура, дирижер и др., тембрами инструментов, обогащает активный словарь ребят, развивает речь, укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук.

Например выходят все дети встают в круг, в середине круга стоит стол на котором лежат музыкальные инструменты.

Например можно под музыкальное сопровождение с детьми поиграть, дети идут по кругу, как только остановилась музыка, все дети тоже останавливаются у инструментов. По характеру музыки необходимо проиграть ритм на инструментах сначала простой, а затем с постепенным добавлением сложности ритмических групп.

Итак, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Месяц

понедельник вторник среда четверг пятница

1 Образовательная деятельность

Музыкальное занятие

«Сложи своё имя» Музыкальное занятие

«Веселые ритмы» Музыкальное занятие «Ритмическое лото» Открытое занятие "Путешествие в весенний лес"

2 Валеологические песни-распевки

"Доброе утро!" "Здравстсвуйте ладошки" "Считаем пальчики" "Здравствуйте, ладошки"

3 Дыхательная гимнастика

"Просыпаются пальчики" "Ветерок" "Ветерок колышется" "Ветерок просыпается"

4 Артикуляционная гимнастика "Белочки и гномики" "Деревья в лесу" "Сосульки и снеговички" "Белочки и бурундучки"

5 Коммуникативные игры

"Музыкально-ритмические движения "Музыкально-ритмические движения "Музыкально-ритмические движения "Музыкально-ритмические движения

6 Игровой массаж "Зайка" "Белочка" "Капуста" "Лесные зверята"

7 Пальчиковые игры

"Пальчики здороваются" "Пальчик, как тебя зовут? "Считаем пальчики", "Здравствуй солнышко и под скажи" Здравствуй, пальчик, покажись"

8 Сказки-шумелки

Игра на шумовых музыкальных инструментах Игра с помощью целофана, музыкальных ладошек (перчатки с пуговицами т. д.) Игра на шумовых музыкальных инструментах из сподручных средств Игра на шумовых музыкальных инструментах и на материале из сподручных средств

9 Речевые игры

"По тропинке мы идём" "Собери кружок" "Детский сад как шоколад" " Танец цветов"

10 Музыкотерапия Слушание музыки Слушание музыки Слушание музыки Слушание музыки

Матрица проекта

Название проекта : Коррекционные здоровьесберегающие технологии.

Тема проекта : Технология музыкального воздействия.

Проблемное поле проекта : Необходимо и актуально использование технологий музыкального воздействия для совершенствования общего развития дошкольников;

реализация потребностей и интересов каждого ребенка в процессе формирования способов и технологий музыкального воздействия.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

-информационно-рецептивный: показ музыкальным руководителем музыкальных технологий;

-репродуктивный метод: индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с включением музыкальных технологий ритмотерапии, вокалотерапии и музыкотерапии.

Цель - обогащать деятельность детей, развивать свободу творчества, вводить в мир разнообразных чувств, развивать коммуникативную деятельность, творческие музыкальные способности.

Задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

формирование правильного дыхания;

развитие способности ориентироваться в пространстве;

выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Планируемые результаты овладеть методами и приёмами технологий музыкального воздействия для совершенствования ритмотерапии, музыкотерапии, вокалотерапии дошкольников согласно следующим классификациям

Основные шаги реализации проекта

Подготовительный этап

1. Изучение методической литературы по применению технологий музыкального воздействия на занятиях с детьми старшего возраста

2. Стимулирование интереса воспитанников к занятиям с использованием технологий музыкального воздействия.

3. Определение целей и задач проектной деятельности

4. Оформление картотеки по технологиям музыкального воздействия.

Основной этап.

1. Планирование индивидуальной работы по проведению технологий музыкального воздействия с использованием картотеки.

2. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием технологий музыкального воздействия.

3. Реализация перспективного планирования совместно с воспитателями.

3. Заключительный этап

1. Еженедельное проведение индивидуальной развивающей работы по технологиям музыкального воздействия.

2. Обработка результатов обследования, с целью соотношения цели и результатов проекта. 3. Презентация проекта для педагогов ДОУ.

Ключевые моменты проект

-Значение использования на занятиях элементов музыкального воздействия;

-Развитие памяти, внимания;

-Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков;

-Улучшение голосовых возможностей;

-Работа над ударением, ритмом, интонацией;

-Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз;

-Развитие координации движения.

-Основные элементы логоритмики:

-напряженность;

-интенсивность

-время.

Организация занятия музыкальной деятельностью.

Родители:

Памятка для родителей: "Как правильно организовать слушание музыки (музыкотерапии) для детей".

• На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения - умение петь, играть на музыкальных инструментах, сопереживать и сочувствовать участникам групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут, кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

С помощью технологии музыкального воздействия можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Технология музыкального воздействия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.

Педагоги:

Консультация «Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке".

Итоговое мероприятие: Игровое занятие

Описание продукта, полученного в результате проекта :

Игровое занятие:

Мероприятие проводится в музыкально-спортивном зале.

Вид проекта : творческий, игровой.

Срок реализации: краткосрочный «с 28 апреля 2023г - по 05 мая 2023 г.»

Состав участников:

• дети старшего дошкольного возраста

музыкальный руководитель,

• педагоги,

• родители.

Интеграция образовательных областей

№ Название образовательных областей Содержание Задачи

1 Социально-коммуникативное развитие Элементы технологий музыкального воздействия. - способствовать развитию памяти, речи, внимания.

2 Познавательное развитие

показ видео (игровые подражательные движения со звуками, фрагменты музыкальных композиций)

Расширить представления у детей о здоровьесберегающих технологиях (дыхательная гимнастика, слушание музыки, организация чувства ритма).

3 Речевое развитие Разучивание звуков • развивать речь, память,

• способствовать умению четко проговаривать слова и звуки

4 Художественно-эстетическое развитие Использование музыки для ритмики • умение слушать и выполнять движения под музыку

5 Физическое развитие Картотеки по технологиям музыкального воздействия -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, соблюдать правила игры

-воспитывать организованность.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.

1. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы детей со здоровьесберегающими технологиями в рамках реализации проекта.

2. Понимание всеми участниками проекта значимости проблемы и проявление творческой инициативности в его реализации.

3. Педагогическое просвещение родителей по данному вопросу.

Материально- технический ресурс.

-компьютер с программным обеспечением;

-расходные цифровые материалы (аудио-, видеодиски)

-картотека по логоритмике,

Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует требованиям Сан ПиН и возрастным особенностям детей.

Планируемое время на реализацию проекта.

№ Этап Содержание деятельности Сроки

1 Подготовительный • Знакомство с литературой содержанием, значением и методикой проведения логоритмики;

• составить план мероприятий,

• составление картотек по проекту. понедельник

2 Основной • Планирование индивидуальной работы по проведению технологий музыкального водействия с использованием картотеки.

• Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием технологий музыкальнтого воздействия.

• Реализация перспективного планирования совместно с воспитателями. вторник, среда, четверг

3 Заключительный Итоговое обследование детей

Обработка результатов обследования, с целью соотношения цели и результатов проекта.

• оформление проекта и презентации к проекту. пятница

Организационные формы работы над проектом

№ Формы работы Название/тема сроки

• Подбор литературы

Составление картотек «Использования логоритмики для совершенствования речи дошкольников» декабрь

январь

• Занятие музыкальной деятельностью «Сложи свое имя», «Веселые ритмы», «Музыкальные ладошки», "Путешествие в весенний лес" Январь-апрель

• Основные виды деятельности Валеологические песни-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, коммуникутивные игры, игровой массаж, сказки-шумелки, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия. В течение проекта

• Взаимодействие с педагогами Консультация «Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке".

В течение проекта

Взаимодействие с родителями Памятка для родителей: "Сотворчество педагогов и родителей в музыкальном развитии детей" В течение проекта

Форма проведения презентации: круглый стол

Презентация проекта будет представлена на педагогическом совете на базе МДОАУ №122

Использованная литература:

• Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.

• Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.

• Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.

• Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

• Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

• «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.

• Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.

• Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.

• Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.

• Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. :Акцидент, 1997 г.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы, их можно использовать и дома и в детском саду. На стопах размещается.

Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям)Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) воспитатель Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область.

ИОС по здоровьесберегающим технологиям «В гостях у королевы Чистоты» в средней группеИОС по здоровьесберегающим технологиям «В гостях у королевы Чистоты» в средней группе b]Цель деятельности педагога: [/b] формировать у детей понимание ценности здоровья. Задачи: 1. Образовательные -формировать у детей знание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Технология музыкального воздействия». Проект по коррекционным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2025 в 23:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Технология музыкального воздействия». Проект по коррекционным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Степанова (УИ 2242538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД