Олеся Левченко
Фронтально-логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтально-логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка» в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Коррекционные задачи:
• Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
• Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.
Образовательные задачи:
• Обогащать словарный запас детей по лексической теме.
• Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве.
Воспитательные задачи:
Публикация «Фронтально-логопедическое занятие по лексической теме „Русская народная игрушка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
• Формировать у детей представление об истории и развитии игрушки, интерес к истокам нашего народа.
Оборудование: Игрушки : матрешки, глиняные игрушки, из соломы. Демонстрационный материал: Картинка русской избы. Картинки русских народных игрушек : дымковские, филимоновские, карпогольские.
Ход занятия:
Логопед: Сегодня мы отправимся на экскурсию, а поедем мы на автобусе.
Логопед: Вот мы и приехали, сегодня я приглашаю вас в русскую избу.
Что вы видите? (Ответы детей). Раньше, длинными, зимними вечерами садились дети на лавку и играли. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Особенно дети любили глиняные игрушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.
Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.
Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки желтая, зеленая, малиновая и голубая.
Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек, птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур : тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.
Ребята, а давайте с вами вспомним, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.
Дети: из дерева, из соломы, из глины.
Логопед: Игрушки из дерева как называются? (деревянные, а из соломы (соломенные, а из глины (глиняные). Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?
Дети: из пластмассы (пластмассовые, из резины (резиновые, из металла (металлические).
Логопед: Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? Сколько соломенных? Сколько глиняных?
А теперь давайте дадим на эти вопросы полные ответы (проговаривают вместе с логопедом).
Логопед: Игра «Один -много».
• Не одна лошадка, а много. (лошадок).
• Не один павлин, а много. (павлинов).
• Не один барыня, а много. (барынь).
• Не одна уточка, а много. (уточек).
• Не одна свистулька, а много. (свистулек).
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
(Логопед на стол ставит матрёшек)
Логопед: Я к вам в гости пришла и подружку позвала. Только вот беда, не знает она из чего сделаны игрушки. Ребята поможем?
• Из резины - резиновые,
• из пластмассы – пластмассовые,
• из железа – железные,
• из дерева – деревянные,
• из тряпок – тряпичные,
• из глины – глиняные,
• из соломы – соломенные,
• из бересты – берестяные.
Логопед: Повторяем слова за мной и выполняем соответствующие движения.
Я возьму матрешку в левый кулачок.
Положу матрешку справа на бочок.
А теперь поставлю на левое плечо.
Спрячу я матрешку в правый кулачок.
А теперь поставлю прямо пред собой.
А сейчас подвину влево левою рукой.
Положу я под ладошку куколку свою.
А сейчас из-под ладошки снова достаю.
Логопед: Ребята, а давайте игрушки назовём ласково. Игра «Скажи ласково».
• Свистулька - свистулечка,
• кукла - куколка,
• ложка - ложечка,
• погремушка – погремушечка,
• лошадь – лошадка,
• утка – уточка,
• игрушка – игрушечка.
Логопед: Молодцы!
Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба).
О чем говорили? (об игрушках).
Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево).
Какие глиняные игрушки вы знаете?