МААМ-картинки

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение»

Ольга Кутрухина
Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение»
▼ Скачать + Заказать документы

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н. А. Ветлугина

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство. Но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее. Древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Сегодня трудно увидеть ребенка, играющего традиционной русской игрушкой. Она ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Но я наблюдаю за детьми (в первую очередь, за своими) и вижу, что если в их поле зрения попадает народная игрушка, прежде всего деревянная, то ручки сами невольно тянутся к ней. Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней? Прежде всего важно отметить, что традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лен, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой. Важен и размер игрушки. Вы, возможно, замечали, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности (сомасштабности) ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению, удовлетворяет естественное желание чувствовать себя большим среди маленьких и возлагать на себя за этих «маленьких» ответственность. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немногоцветная условная роспись, выразительность фактуры и цвета дерева, упрощенно-лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили : «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства». То, что игрушка являлась для ребенка одновременно и оберегом, объясняет еще и тот факт, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений. Основной принцип магии – принцип подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал. Поэтому погремушка или мяч изображали Небесный мир, и в руках ребенка они должны были защитить его от темных сил, как бы соединяя его с силами добра.

Публикация «Консультация „Русская народная игрушка и её дидактическое значение“» размещена в разделах

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка расширяет кругозор, воспитывает интерес к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения детей. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал из которого сделаны. Дети в процессе игр с игрушками должны иметь возможность потрогать их, разглядеть, постучать, переставить, собрать, и опять собрать, одеть, создать звучание – в общем полноценно поиграть. Дети могут многократно повторять одни и те же действия. Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким, занимательным: та или иная умственная задача, заключённая в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра оказывает влияние на формирование математических представлений, способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов о дидактической игре способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность, общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения.

Содержание дидактической игры определено следующим:

Знание о предметах, их назначении и качествах

Знания о различных видах труда и его роли в жизни людей

Знания о природных предметах и явлениях, временах года

Пространственные ориентировки

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет её начало. Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукой игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ребёнок их назвал, обязывает дать описание игрушки, а для этого ребёнок должен внимательно её рассмотреть. Каждая дидактическая игра имеет ПРАВИЛА, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняет большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля, взаимоконтроля в игре.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это те действия, которые, это те действия, которые производят дети в игре. Игровые действия, выполняемые взрослым, позволяют руководить игрой. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т. д. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими. Игра служит для упражнения в пользовании связной речи. Маленьких детей влечёт само действие, торможение у них слабое, чем возбуждение, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово, и поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом действия. Правила игры малышам не сообщают все сразу, они чередуются с действиями детей, а взрослый продумывает их последовательность. Руководство игрой должно быть не навязчивым. Маленькие дети сами не могут сами провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. От взрослого зависит умение начать игру, возбудить интерес к игре. Желание играть.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет детям игра. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны между собой, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Заканчивая игру взрослый должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть ещё интересней» Каждая игра должна повторятся несколько раз. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет детям игра. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны между собой, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Заканчивая игру взрослый должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть ещё интересней» Каждая игра должна повторятся несколько раз.

Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила. Нужно активно выслушать и осмыслить предложение взрослого, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. Дидактические игры содействуют также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей.

Большое место в дидактических играх занимают так называемые народные дидактические игрушки, которые радуют детей яркостью и разнообразностью цвета, точностью размера и формы, прекрасной отделкой. К ним относятся: цветные шары, конусы, бочонки. Грибы, кольца, игрушки – вкладыши, «матрёшки» - маленькие точёные изящные игрушки, очень привлекают детей. Также в дидактической игре используются картинки, а также широко используется и обычные предметы обихода, а также природный материал: листья, цветы, плоды, семена, камни, песок, вода и т. д.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны, потому что уровень моторного развития рук в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это чаще всего свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Основные задачи занятий по развитию у детей пальчиковой моторики:

• Развитие хватания.

• Развитие согласованных движений обеих рук.

• Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.

• Развитие осязания.

• Развитие мышления и воображения.

Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы. Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, помогите малышу: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и выполните действие совместно. Во время занятия следите за соблюдением мер безопасности – не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Публикации по теме:

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация для родителей «Народная игрушка в развитии дошкольников» Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей» «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Консультация «Русская народная игрушка»Консультация «Русская народная игрушка» Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле.

Значение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушкиЗначение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушки 1. Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют. В играх ребёнок развивается, учиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение»
Опубликовано: 5 мая 2019 в 09:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кутрухина (УИ 1207686) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД