светлана чепахина
Консультация для родителей в старшей группе (совместно с детьми) «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ в старшей группе
(совместно с детьми).
ТЕМА: «Русская народная игрушка».
Цель: Продолжать знакомить с историей возникновения игрушки.
Публикация «Консультация для родителей в старшей группе (совместно с детьми) „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера;
Задачи:
1) Образовательные. Продожать знакомить с историей возникновения дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки. Развивать зрительную память, воображение и чувство цвета.
2) Речевые. Называть цвета дымковской, каргопольской и филимоновской росписи; Расширять словарь: элемент, узор, роспись.
3) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
Ход : Словесная игра (на стихи Е. Благининой) .
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
И рисую, и леплю –
Очень это я … люблю.
А своей сестре Валюшке
Сам я делаю … Правильно игрушки.
- Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки -
Это всё мои. … Верно игрушки.
-Добрый день! Очень рада видеть Вас сегодня. Сегодня мы поговорим о русской народной игрушке.
- А Вы любите играть с игрушками?
- А из каких материалов они могут быть? Правильно из пластмассы, ткани, железа, дерева…
- А в старину игрушки делали из дерева, соломы, кусочков ткани и конечно из глины. (Читаю стих о глиняной игрушке) .
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал : сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал… Из чего ребята? (из глины). Слепил старик из глины
Основные виды глиняной игрушки - это люди, животные (кони, медведи, олени, сказочные герои). Процесс изготовления глиняной игрушки одинаков.
(Вопросы для детей). Берёт мастер в руки глину. В рукам разминает (согревает, чтобы глина стала мягкая (податливая) для лепки. Разминая глину в руках мастер отдаёт ей всё своё тепло. Затем изделия обжигали в русских печах, (Зачем). А потом расписывали, наносили основной узор –
- Совершим маленькое путешествие в мир глиняной игрушки.
- Сегодня я Вас познакомлю со знаменитой дымковской, каргопольской и филимоновской игрушкой. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах.
СЛАЙД с дымковской игрушкой. Как называется эта игрушка? (ДЫМКОВСКАЯ)
А почему её называют дымковская? (Село Дымково)
Недалеко от города Кирова (Вятка, на берегу реки Вятки стоит село Дымково.
Почему это село называется Дымково? (Летом над селом всегда стоит в туман, а зимой в русских избах топят печь. Поэтому летом и зимой село стоит словно в дымке. От этого и назвние –ДЫМКОВО.
Основные виды глиняной игрушки - это люди, животные.
Рассказ воспитателя о происхождении игрушки.
Самыми распространенными и любимыми детворой были свистульки-утушки. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на ярморку.
(Напомнить стихи и потешки, закрепить названия игрушек : водоноска, нянька, барышня и т. д.
Для раскрашивания игрушки использовали цвета : вес цвета палитры.
СЛАЙД с каргопольской игрушкой. Как называется эта игрушка? (каргопольская). Где стоит город Каргополь?
Затерялся город Каргополь (Архангельска область) в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Чужих работ тут не видели, и местным гончарам не у кого было заимствовать приемы лепки и сюжеты. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Изделия из глины вначале хорошо просушивают, а потом обжигают в печи.
Зачем их обжигают в печи?
Затем игрушки покрывют белой краской (гуашью или водоэмульсионной краской).
- Среди разных видов народной игрушки каргопольские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Чаще всего фигурки изображаются в действии: женщины что-то несут, возятся с детьми, мужчины пашут, сеют, рыбачат, могут быть кузнецами и т. п. Не забыты и праздничные темы: гуляние, выезд в гости, игра на гармошке или балалайке. Традиционной композицией, именуемой кадрилью, является одна или две пары и стоящий в стороне гармонист. Как правило, игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.
- В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица У. Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые. Каргопольская глиняная игрушка сценична, в ней прослеживается явная обращенность к зрителю.
- Берегиня – это русская богиня. То есть берегущая, оберегающая. Она часто изображалась в глиняной игрушке. Образ женщины связан с темой «Матери – сырой земли» и солнца. Берегиня – знак Земли. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, охраняла от бед. На голове у Берегини одета красная шляпа – символ солнца, а в руках она держит птичек, которые просят солнышко дать побольше света и тепла. Птицы издавна считались в народе предвестниками тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.
Каждая мастерица расписывает игрушку по своему. Используем элементы каргопольской росписи. По подолу Берегини можно расположить «знаки воды» или «знаки земли», в центре юбки- символ солнца, шею - украшаем дугами.
(Метод пособие «Лепим народную игрушку»).
Физминутка:
- А сейчас немного разомнемся, встаньте рядом со своим местом и повторяйте за мной:
Текст Движения
Солнце глянуло в окошко, 1, 2, 3,
Мы потянемся немножко, 1, 2, 3,
Надо нам присесть, привстать, 1, 2, 3,
Руки развести пошире, 1, 2, 3,
Наклониться, 1, 2, 3,
И на месте поскакать. Поворот к окну
Шаг Потягивание
Шаг Сесть, встать
Шаг Развести руки
Шаг Наклон
Шаг Прыжки
- Какие цвета используются?
Роспись большинства игрушек выполнена на белом фоне. Для старинных игрушек белой краской служил обычный мел. В каргопольской игрушке каждый используемый цвет неслучаен. Цвет служит не только украшением, но передаёт скрытые знания.
Например: Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.
Жёлтый – символ солнца, света, радости.
Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы и славы.
Зелёный – символ жизни, земли и пашни.
Синий – символ неба.
Чёрный - символ земли.
- Какие цвета используются для раскрашивания игрушки? (Красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный).
-Какие элементы росписи мы видим? (Каждый знак символичен - знак солнца, знак земли, знак воды). Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, дуги, кольца, прямые и волнистые линии (полоски) и пересекающие линии в виде креста, разноцветные чёрточки.
Как называется эта игрушка? Каргопольская игрушка.
Почему её называют коргопольская?
Вспомним элементы узора?
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке,
Наш Полкан красуется.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
СЛАЙД с филимоновской игрушкой.
- А это что за чудо игрушка? Открою вам секрет.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется она.
- Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.
- Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей) .
- Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.
- Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?
Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.
- Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушке филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
- Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревни в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.
- Вы, может, слышали выражение от взрослых: «Довести до белого коления» Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы детей).
А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.
- Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
- А вы знаете, что роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером? (ответы детей). С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.
- Ребята, давайте еще раз поближе рассмотрим изображения филимоновской игрушки.
Кого лепили филимоновские мастера? (животных и людей).
- Посмотрите, какие цвета используются для раскрашивания игрушки?
( Ответы детей : красный, желтый, зеленый, оранжевый)
- Какие элементы росписи мы видим? (дети отвечают по показу – точки полоски, снежинки, ёлочки, звёздочки и цветы).
- Чем отличается филимоновская игрушка от дымковской? (фигурка – вытянутая шея, словно тянется к солнышку. Игрушка – свистулька. После обжига расписывают гусиным пером).
- Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
- Как надо обращаться игрушками? (Аккуратно, бережно, с любовью).
- В наше время эти игрушки служат для украшения нашего интерьера, хранятся в музеях. Люди ими любуются.
- За окном зима и холод. Как раз в это время каргопольские мастера сидели дома и лепили каргопольские игрушки.
Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.
Перед работой разминали пальчики.
Сейчас сделаем пальчиковую гимнастику: «Пальчики»
Совместно творческая работа родителей и детей : изготовление дидактического пособия для группы «Наряд для барышни». – роспись юбки.
- Вот закончили работу, а теперь встанем в хоровод и поиграем в игру «Бабушка Маланья». Вспомним правила игры.
Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью. Все движутся по кругу и поют смешную песенку. Слова движения:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой бородой,
С такой головой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…
С помощью жестов и мимики дети изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и др., присаживаются на корточки, повторяют за ведущим любое смешное движение.
Молодцы! Спасибо!