Ирина Гурова
Логопедическая игра «Ёлки наряжаем — звуки различаем» по дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию игру для новогоднего периода «Ёлки наряжаем – звуки различаем». Но если новогодний праздник уже прошёл, а поставленную в игре задачу нужно продолжать решать, то вместо ёлочек в можно использовать и другие предметы, например, машины, поезда, домики, цветы с лепестками и т. д.
А для изготовления новогоднего варианта игры мне понадобились хозяйственные салфетки зелёного цвета. Из них я вырезала ёлочки.
Публикация «Логопедическая игра „Ёлки наряжаем — звуки различаем“ по дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2022
Также снова использовались картонные детали, оставшиеся от коробок для капкейков. На них наклеивались буквы синего и зелёного цвета «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Р», «Л» (по 8 букв каждого цвета); картинки обозначающие звуки [С], [С’], [З], [З]’, [Ц], [Ж], [Ш], [Л], [Л’], [Р], [Р’] (по 8 картинок на каждый звук).
Из картонных деталей, на которые наклеивались буквы, нужно было отрезать обе боковые части, получив круги. А остальным деталям нужно придать форму новогоднего шарика, отрезав только одну боковую часть. На них наклеены картинки.
Также для составлении предложений потребуются «гирлянды» –разноцветные шерстяные нити.
Цель игры: дифференциация звуков в произношении в словах и предложениях.
Задачи:
- уточнять произношение звуков в словах и предложениях;
- упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении в словах и предложениях;
- развивать буквенный гнозис;
- расширять, уточнять словарный запас;
- закреплять умение составлять предложения разных типов по парам картинок;
- развивать возможности конструктивного праксиса, зрительно-моторную координацию.
Ход игры:
1 вариант – «Ёлки наряжаем – звуки различаем».
В начале игры взрослый предлагает ребёнку выбрать две ёлочки, затем сам раскладывает на них шарики-буквы, соответствующие дифференцируемым звукам на данном этапе коррекции. Варианты дифференциации: [С]-[С’], [З]-[З’], [С]-[З], [С]-[Ц], [С’]-[З’], [С]-[Ш], [Ж]-[Ш], [З]-[Ж], [Л]-[Л’], [Р]-[Р’], [Л]-[Р], [Л’]-[Р’]. Возможны и более сложные задачи: [С]-[С’]-[З]-[З’], [Л]-[Р]-[Л’]-[Р’] (используются 4 ёлочки). Отмечу, что при постановке звука я всегда показываю ребёнку соответствующую букву. Таким образом, на этапе дифференциации дети уже хорошо её знают.
Картинки перемешиваются и раскладываются прямо на столе. Также можно положить их в коробку или на тарелочку.
Задача ребёнка – назвать картинку и положить её на нужную букву. Буквы, обозначающие мягкие звуки, имеют зелёный цвет, твёрдые – синий.
Более сложный вариант игры предусматривает раскладывание на одной ёлке разных букв (синих и зелёных, или синих, обозначающих оппозиционные звуки, например «Ж» и «Ш» и т. п.).
Если стоит задача составления предложений, то можно предложить ребёнку «украсить ёлочку гирляндами», выкладывая цветные нити от одной картинки к другой. При этом ребёнок придумывает предложения по парам этих картинок, например, «Огурец и перец растут на огороде», «Колобок встретил лису в лесу», «Малина сладкая, а лимон кислый» и др.
2 вариант – «Новогоднее лото»
Игра проводится по типу «лото» и участвовать в ней могут 2-4 ребёнка. В этом случае у каждого ребёнка – своя ёлочка, а все картинки находятся у ведущего (взрослого). Как в игре «лото» ведущий показывает одну картинку. Ребёнок, у которого ёлка с нужной буквой, называет слово и забирает шарик, располагая его на своём месте. Выигрывает тот, кто быстрее украсит свою ёлочку.
Как я уже отметила в начале публикации, шарики с картинками и буквы можно использовать и тогда, когда новогодние праздники уже закончились или ещё не начались. Для этого можно использовать другие варианты изображений. Вот один из них: «Машины везут игрушки». В этой игре ребёнок сначала сам складывает машины из частей, а дальше всё продолжается так, как описано выше.
Желаю Вам успехов!