Ольга Кузнецова
Формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, узких специалистов с родителями и их детьми, имеющими нарушение речи
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни.
Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка поставлены следующие задачи:
Публикация «Формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, узких специалистов с родителями и их детьми, имеющими нарушение речи» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
• познакомить родителей с объемом знаний необходимых ребенку;
• формировать у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми;
• привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
• просвещать родителей в области педагогики, семейного воспитания.
Идеи личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с родителями строятся на основе :
1. Установления доверительных отношений с родителями;
2. Открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
3. Совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;
4. Организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;
5. Обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.
Работу по активизации родителей логопедической группы мы выстраиваем в процессе личностно ориентированного общения. И начинаем эту работу с изучения семьи, т. к. от этого важного шага зависит дальнейшее установление контактов, налаживания взаимодействия с родителями.
Непрерывная связь с родителями осуществляется нами в рамках специальных мероприятий коллективной и индивидуальной форм работы.
Коллективная работа проводится у нас в ДОУ в тех случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с нарушением речи у ребёнка.
Родительское собрание. Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в его возможностях реализации нескольких функций: организации коллектива родителей, управления воспитательно-образовательным процессом, решения важных проблем по речевому развитию детей. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду, активно включиться в процесс. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в коррекции и развитии ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Родителей необходимо познакомить с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения. Учитель-логопед говорит о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно-воспитательной работы, рассказывает об особенностях развития детей с ОНР. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. Поэтому необходимо подводить родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка.
На первом групповом собрании родителям объясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:
- создание мотивации ребёнка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы (личные антипатии родителей отражаются и на восприятии ребёнком педагога);
- проведение занятий членами семьи с ребёнком в разных формах вне детского сада;
- принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, косоглазии, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т. д.);
- демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы (спросить у ребёнка, чем и как он занимался, попросить ребят позвать своего сына или дочь поинтересоваться, кто с кем дружит и т. п.).
Родители предупреждаются о том, что вопросы, которые они не могут задать в присутствии всех родителей, можно решить индивидуально. Когда они видят, что многие дети имеют одинаковые проблемы в воспитании, обучении, развитии, то приходят вместе на консультации, семинары, заранее обговорив тему с логопедом или воспитателем.
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов деятельности родителей детей предыдущих годов обучения (если в семье уже не первый ребенок посещает логопедическую группу).
Особенно поощряется учителем-логопедом и воспитателями совместное художественное творчество родителей с детьми – сделанное в семье пособие используется на занятии.
Родителям на рассмотрение предлагают варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности в воспитании между членами семьи, способствовать развитию речи ребёнка.
Например, бабушка во время кормления малыша может поговорить с ним о твёрдом и мягком, холодном-горячем и т. д.
Папа, забирая ребёнка из детского сада, также может выполнить задание учителя-логопеда (какие звуки издают разные предметы? что происходит с деревьями и травой? и т. п.)
Мама, готовя ужин, может поговорить об овощах и вместе с ребёнком приготовить какое-либо блюдо и т. п.
Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной функции ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребёнок начинает по-иному оформлять высказывание в зависимости от того, с кем говорит. Для развития творческого рассказывания полезными оказываются задания, в которых ребёнку предоставляется альтернатива поведения
Во время проведения консультаций мы предупреждаем родителей о поэтапной работе над постановкой звуков и что не следует ругать ребёнка за искажение произношения звука в стадии автоматизации. Важное психологическое действие на детей и взрослых оказывают выставки детских работ. Вместе с воспитателями мы указываем родителям на достижения ребёнка. Мамы и папы наглядно видят разницу выполнения работ с другими детьми.
Немалую роль в совместном, комплексном взаимодействии логопеда и семьи может сыграть анкетирование, которое предполагает чёткий порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости закрепления пройденного материала были проведённые совместно праздники детей и родителей : "В гостях у сказки", " Праздник правильной речи" и т. д.
Нами проводятся индивидуальные и групповые практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Родители обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для закрепления материала дома. Задания выполняются систематически в течение недели, а не в один день в ущерб здоровью ребёнка.
Очень часто мы видим необходимость провести консультацию по той или иной теме, как для группы родителей, так и индивидуально с сохранением конфиденциальности. Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, и т. д.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.
Оформление папок-передвижек. Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.
Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
В течении всего времени идёт работа по созданию фонда материалов, обеспечивающих развивающее взаимодействие родителей с ребёнком в домашних условиях, и выставляется в доступном для родителей месте. Это библиотечка книг для родителей по речевому развитию ребенка, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры, материалы для развития мелкой, артикуляционной моторики рук, дыхания. Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.
Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Родители становятся сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Данная практика взаимодействия с родителями показала себя достаточно эффективной. Результаты, полученные в ходе работы, показали, что дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с учителем-логопедом, воспитателями и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. Таким образом, данный подход взаимодействия с родителями позволил нам преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка группы.