юлия родионова
Взаимодействие узких специалистов при работе с детьми ОВЗ в ДОУ (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля : учителей-логопедов, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей.
Публикация «Взаимодействие узких специалистов при работе с детьми ОВЗ в ДОУ (опыт работы)» размещена в разделах
Для проведения коррекционной работы оснащены 6 логопедических кабинетов, кабинет педагога-психолога, спортивный и музыкальные залы.
Оборудование соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям Сан ПиН.
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования – одна из главных задач деятельности педагогов ДОУ
Успешное преодоление различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.
Координатором взаимодействия является старший воспитатель. В нашем дошкольном образовательном учреждении руководит работой педагогов узкого профиля и организует их совместную деятельность в целях улучшения качества образования.
В детском саду в течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Два раза в год проводится диагностика. Одним из основных принципов диагностики является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка всеми специалистами. По результатам диагностики специалисты составляют специальные индивидуальные программы развития (СИПР) для детей с ограниченными возможностями здоровья, отслеживают динамику развития каждого ребёнка.
Так как, наиболее важными периодом развития детей является младший дошкольный возраст (именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного нарушения) осуществление инклюзивного подхода в нашем дошкольном образовательном учреждении начинается с 3 лет.
С учётом содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения составляется рабочая программа воспитателей на каждой возрастной группе, рабочие программы специалистов. Грамотное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Расписание образовательной деятельности составляется старшим воспитателем так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Дети включены в различные формы воспитания и обучения: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, педагогом – психологом.
Нарушение речевого развития, как правило, взаимосвязано с нарушениями психофизического и психического развития, поэтому участники коррекционного воздействия занимаются не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
Воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог и другие специалисты, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Педагог-психолог корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, создает среду психологической поддержки детей. Дети занимаются индивидуально и подгруппами. Для этого в работе используется арт-терапия, имеется песочница с набором тематических фигурок. Выбор материала зависит от спланированного заранее занятия или настроения ребёнка. В подгруппах отрабатывается мелкая моторика, сенсорное развитие, формируется произвольное внимание и воображение. Творческие работы детей под руководством педагога-психолога принимают участие в различных выставках.
Инструктор по физкультуре использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика по системе йоги и А. Н. Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация.
Взаимодействие учителей — логопедов и инструктора по физической культуре показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт доказывает, что необходимо учить дошкольников основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.
Развивая познавательную сферу детей, воспитатели по рекомендациям учителя-логопеда, учитывают специфику мировосприятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети играют с водой, песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты. Такая работа способствует расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением.
Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, речевое дыхание, слуховое внимание. Чтобы способствовать развитию воображения, воспитатели старших и подготовительных групп совместно с музыкальным руководителем привлекают детей к освоению театрализованной деятельности. Низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности запоминания текстов - всё это вызывает необходимость серьёзно относится к подбору репертуара. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности детей. Были поставлены пьесы по мотивам сказок: «Репка», «Дорога на мельницу», «Теремок» и др.
Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.
Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс в нашем дошкольном образовательном учреждении является:
• Информационные стенгазеты: с помощью фотосъемки педагоги представляют интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем о…», в которых раскрывается рассуждения детей.
• Дни открытых дверей: родители принимают активное участие в педагогическом процессе. На открытых занятиях и мероприятиях они знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ.
• Круглые столы: способствуют формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения.
• Акции, праздники, мероприятия: участники - дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагоги, взрослые служат примером для подрастающего поколения с активной жизненной позицией. Акции «Поможем птицам зимой», «Цветущий участок», праздники «Радость добрых дел», «День защиты детей», «Супер-папа».
• Детско-родительские проекты: в которых дети не только открывают что-то новое совместно с педагогами ДОУ, но и закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада.
Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни формируется уважение и толерантность здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении.
Для обеспечения единства в работе всех педагогов и специалистов,
в нашем дошкольном образовательном учреждении выработана следующая система деятельности:
- тесная взаимосвязь педагогов и специалистов для совместного планирования работы (выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач);
- совместное обсуждение и составление планов фронтальных, групповых и индивидуальных занятий;
- совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.
- одновременное решение коррекционно- образовательных задач педагогами и другими специалистами.
Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно – образовательного процесса.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в группах комбинированной направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование социализации и адаптации их в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.