Мамаева Светлана
Формы работы учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
1 (слайд) Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2 (слайд) Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Работа учителя - логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав обучение ребенка в семье более последовательным и эффективным.
3 (слайд) Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в отношении родителей, чьи дети посещают логопедические занятия, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Для этого планирую, разнообразные формы работы и вношу в годовой план.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
4 (слайд) Просветительские формы работы с родителями :
1. Оформление информационных стендов, в холле детского сада.
Цель: распространение научных коррекционно-логопедических знаний среди родителей.
В старших и подготовительных группах оформлены информационные папки – передвижки, на которых периодически меняется материал по темам:
• «Нарушение речевого развития ребенка»;
• «Тренируем пальчики – развиваем речь»;
• «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;
• «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;
• «Как учить звуко - буквенному анализу» и др.
5 (слайд)2. Групповые родительские собрания
Цель: знакомство родителей с коррекционно-логопедическими задачами обучения на учебный год и рече-возрастными особенностями детей.
В начале октября проводится первое организационное собрание, на котором обозначаются цели и задачи коррекционной работы, рассказывается о системе логопедических занятий (график работы, формы проведения занятий, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. Рассказываю о речевых нарушениях у детей и знакомлю с программой первого периода обучения.
Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.
Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей.
Традиционными в конце учебного года стало чтение стихов этими детьми на выпускном вечере, на которых дети могут похвастаться своими достижениями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.
6 (слайд)3. Консультация
Цель: ознакомление родителей с коррекционно-логопедическими методиками, активизация заинтересованности родителей.
Провожу такие консультации, как:
• «Залог успеха - правильное выполнение артикуляционной гимнастики»;
• «Развитие речи детей 6-7 лет»;
• «Влияние чтения, обсуждения и пересказа сказок на речевое здоровье ребёнка» и другие.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.
Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 2 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время 30 минут для консультаций и бесед с родителями.
4. Следующая форма работы это анкетирование родителей по теме «Речь вашего ребенка».
Цель: получение и анализ информации об отношении родителей к речевому дефекту своего ребёнка, и о готовности родителей участвовать в логопедической работе при выполнении домашних заданий с детьми.
7 (слайд) Анкетирование позволяет выявить уровень компетенции конкретных родителей в вопросах речевого развития детей, проанализировать работу с ними, в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности.
Анкетирование родителей по теме «Скоро в школу».
Цель: анализ родительской подготовленности к обучению детей к школе, к пониманию важности исправлений речевых дефектов на дошкольном обучении.
8 (слайд)
6. Фото выставки для родителей «Развиваемся, играем и уменья развиваем!»
Цель: показ артикуляционных умений и навыков детей, приобретенных на занятиях и демонстрации элементов занятий с видами наглядности для детей.
Фото выставки «День за днём».
Цель: вызвать положительные эмоции у родителей и заинтересовав их для беседы с детьми.
9 (слайд) 7. Индивидуальные беседы по запросу родителей.
Цель: знакомство родителей с коррекционно-логопедическим направлением работы с детьми, ответы на интересующие их вопросы.
Беседа - одна из форм индивидуальной работы, которая является взаимным разговором, словесное сообщение, обмен чувствами и мыслями. Во время беседы я делаю рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей, коррекции их речи. Поддерживаю в трудные моменты, и развеиваю упадническое настроение, в отношении воспитания и коррекции речи детей. Беседа может проходить в присутствие ребёнка.
10 (слайд)
8. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и групповые).
Цель: повышение педагогической грамотности родителей и знакомство с приёмами работы по коррекционно-логопедическому направлению, в области здоровьеразвития и обучения детей.
11 (слайд)
9. Утренники (праздники, развлечения).
Цель: демонстрация сформированных умений и навыков (звукопроизношения, дикции, правильного речевого дыхания) исправленной речи детей занимавшихся на логопедических занятиях и выполнявших домашние задания с родителями. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей. А подготовка к этим развлечениям будет являться – практической работой.
12 (слайд) Практические формы работы :
1. Домашние задания в логопедических тетрадях.
Цель: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия.
Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильные упражнения для домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
2. Семинары – практикумы с родителями.
Цель: знакомство родителей с работой по коррекционно-логопедическому направлению, повышение педагогической грамотности родителей в области развития и обучения детей.
Семинары – практикум «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков». Где я знакомлю родителей с органами артикуляции, рассказываю о необходимости ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики, даю рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Родители перед индивидуальными зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка и убеждаются, что и взрослым это нелегко. В заключении каждый родитель получает комплексы артикуляционной гимнастики, необходимые для постановки конкретных звуков, нарушенных у его ребенка. А также рекомендуются методическая литература и пособия по этому вопросу, которые они смогут приобрести.
13 (слайд)
Затем проводится семинар – практикум с участием детей, где родители могут попробовать себя в роли учителя, последовательно объяснив детям выполнение упражнения, но и выполняя совместно с ребёнком.
Следующий семинар-практикум «Как выполнять домашние задания логопеда». В данном семинаре участвуют дети, они демонстрируют родителям упражнения, которые научились выполнять.
14 (слайд)
3. Консультация-практикум
Цель: активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребёнка в семье, повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребёнка в школе.
Провожу такие консультации, как:
• «Игровые задания для домашнего общения»;
• «Вкусные артикуляционные упражнения»;
• «Игровая дыхательная гимнастика»;
• «Учимся, играя».
К данному семинару организуется выставка методической литературы «Занимаемся логопедией дома» и пособий сделанных учителем-логопедом, на которой родители могут ознакомиться с наиболее интересными пособиями по коррекции и развитию речи, которые они с успехом могут использовать для занятий со своим ребёнком. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Совместный труд по изготовлению игр и пособий объединяет детей и родителей, показывает детям важность и увлекательность занятий.
На консультациях родителям показываются логопедические приемы максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения, с помощью которых дети получают необходимую информацию по звуковому составу слова и обучению грамоте, не забывая о постоянной автоматизации звуков в любом виде деятельности. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
4. Образовательно-игровой тренинг для родителей «Играем - речь развиваем!»
Цель: знакомство родителей с коррекционно-логопедическими направлениями работы с детьми, с применением здоровъесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
15 (слайд) Таких как:
• артикуляционная гимнастика,
• пальчиковая гимнастика,
• самомассаж рук и лица,
• гимнастика для глаз,
• Су - Джок терапия,
• цветотеропия,
• биоэнергопластика,
• дыхательная гимнастика,
• кинезиологические упражнения.
На игровых тренингах я знакомлю родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, обучаю приёмам сохранения здоровья, развитию переключаемости, снятию напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.
16 (слайд)
5. Организация и проведение детско-родительских проектов :
• «Книга в гости к нам пришла»,
• «На помощь Смурфикам».
Цель: обучение родителей новым знаниям, умениям и навыкам для взаимодействия с детьми, совершенствование навыков педагогического общения со своим ребенком, вовлечение в педагогический процесс и жизнь детского сада.
6. Просмотр видео с дальнейшим практикумом родителей.
Цель: совершенствование коррекционно-логопедических знаний, умений и навыков родителей, активизация педагогических способностей родителей.
Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ, это дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос.
17 (слайд)
Проводила такие просмотры - практикумы, как:
• «Формирование фонематического слуха»,
• «Принципы проведения артикуляционной гимнастики. Методические рекомендации»,
• «Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к постановке звука Р, Рь» и другие.
18 (слайд)
7. Привлечение родителей к участию совместно с детьми в конкурсах.
Цель: активизация педагогической активности родителей, совершенствование навыков педагогического общения со своим ребенком, вовлечение в педагогический процесс.
Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.
19 (слайд) Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.
20 (слайд) Только так мы сможем добиться положительных результатов.