лариса куликова
Формы работы по организации театральной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы по организации театральной деятельности детей.
Игра является основной ступенью развития ребенка дошкольного возраста. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная деятельность или театральная игра.
Темочки:
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Целевые ориентиры ФГОС ДО, акцентируют внимание на то, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
В детском саду используются следующие формы работы :
• Театральные игры
• Речевые игры
• Ритмопластика
• Инсценировка песен, попевок, хороводов
• Использование различных видов театра
• Драматизация сказок
• Посещение театров
• Взаимодействие с родителями
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы. Режиссёрские игры и игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
К режиссё рским играм относится:
-настольный театр
-теневой театр
-театр на фланелеграфе
-театр-ширма
-пальчиковый театр.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию.
Дети начинают повторять потешки и песни вместе с взрослым.
Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Уже с 2 лет мы начинаем учить детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаем элементарным действиям с куклами.
Широко используем в работе песни-инсценировки. Так, дети младшей группы с удовольствием подпевают воспитателю песню «Весёлый паровоз»
(Музыка З. Компанейца. Слова О. Высоцкой). Дети, держаться друг за друга, инсценируют идущий веселый паровоз.
Игры - попевки, считалки под музыку стимулируют самостоятельное создание детьми своих песенок, музыкальных игр, спектаклей с куклами. Использование единого материала на занятиях музыкальных, по развитию речи и ознакомлению с окружающим, на занятиях изобразительной деятельностью и вне их содействует развитию самостоятельности в музыкальной деятельности.
Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, красок, костюмов у ребенка возникают яркие положительные эмоции. Художественное оформление усиливает впечатления детей. Все это побуждает их выражать свои чувства в песне, танце, инсценировке, надолго сохраняется в памяти детей.
Чтобы развить самостоятельную деятельность детей, используются различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для развития певческих навыков, мимики, жестикуляции, включаем в развлечение инсценировку русской народной песни «Два веселых гуся».
В роли гусей-2 мальчика. У них на руках оранжевые варежки или перчатки. Девочка – в роли бабушки.
1. Жили у бабуси два веселых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся
(дети выполняют движения по тексту)- Мыли гуси лапки в луже у канавки
Спрятались в канавке, Выходили гуси – кланялись бабусе!
Очень веселая песенка наполняет детей яркими эмоциями и способствует развитию творчества.
Для трехлетних детей воспитатель использует настольный театр и показывает сказку. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей. Дети активно включаются в повторяющиеся слова: «Тянут-потянут, а вытянуть не могут», «Колобок, колобок, я тебя съем». После того, как дети послушают сказку, воспитатель в беседе уточняет характеристику персонажа. Например: какая лиса? (хитрая, ходит тихо, подкрадывается, хочет съесть колобка). Это описание очень важно, так как дети могут себе представить, войти в образ, а потом и сыграть роль.
Воспитатель просит детей показать образ смелого колобка или хитрую лису в движении. Вместе слушаем русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спрашиваем, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо их хвалить, поощрять. Детям очень важно наше мнение и поддержка.
В работе используются разные театрализованные игры :
«Продолжи сказку» - направленные на активизацию творческого потенциала детей. Предлагаю детям составить продолжение известных сказок «Теремок», «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка»;
«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Предлагаю детям придумать вариант сказки (колобок – злой, а лиса добрая).
«Диктофон» - предлагаю детям повторить, что сказал герой (громко – тихо, во весь голос, медленно, по слогам).
Активно использую игры – драматизации: кукольный театр, настольный театр, куклы би-ба-бо, театр теней, пальчиковый театр, пластилиновый театр. Участвуя в них, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь детей. Они усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, используют различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.
Одной из главной задач для развития театрализованной деятельности детей является расширение предметно-пространственной среды. Созданная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. У нас, в детском саду, в распоряжении детей в театрализованном уголке имеются маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, ширма, различные виды театров. В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей предметно - пространственная среда в театральном уголке постоянно пополняется.
Для детей с 2 лет у нас создан уголок ряженья. В нем имеются сарафаны, юбки, головные уборы, халаты, рубашки, сумочки и многие другие атрибуты. Все они дают возможность расширять кругозор детей, представления о мире вокруг, дают возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогатить жизненный опыт. Кроме того, ребята знакомятся с куклами разных видов театра, участвуют в постановках, где без костюмов, масок и других атрибутов образа не обойтись. Поэтому в игровой зоне предметно-развивающей среды организуется уголок ряженья, оформление которого требуют от воспитателя не только полёта творческой мысли, но и знания некоторых методических аспектов создания такого рода креативного пространства.
В нашем детском саду каждый год отмечается День театра-21 марта. Дети знакомятся с историей создания театра, с технологией изготовления кукол (соломенные, тряпичные, деревянные, фарфоровые). Узнают, как можно сделать теневой театр, театр на фланелеграфе. Учатся показывать уже знакомые сказки перед своими сверстниками и малышами.
Готовим театрализованное представление по знакомым и любимым сказкам: «Под грибом», «Теремок», «Рукавичка», «Красная Шапочка», «Три поросенка».
Привлекает наше внимание и еще один из видов театра – пластилиновый театр Изготовление детьми старшего возраста пластилинового театра по сказкам, доставляет много радости и удовольствия, создаёт хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. И такой театр легко и быстро можно сделать и обыграть!
Таким образом, огромная работа воспитателя не проходит бесследно. У детей развиваются такие личностные качества, как симпатия к окружающим, фантазия, способность сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции, раскрепощение, повышение его уверенности в себе, в своих силах.