Елена Калугина
Формы организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных форм организации здоровьесберегающей деятельности учреждений дошкольного образования являются Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Поэтому необходимо их внедрение в образовательно-воспитательный процесс.
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как проблема развития двигательных качеств, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста заметно возрастает.
Публикация «Формы организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовании» размещена в разделах
В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» № 273 ст. 64 говорится, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
А также «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» стандарт устанавливает ряд задач, направленных на развитие и укрепление двигательной активности дошкольников : «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
На уровне Свердловской области проблема физического развития дошкольников рассматривается в «Стратегии развития и воспитания в Свердловской области на период до 2025 года». Главной задачей в данном направлении является: «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья».
Кинезиологические упражнения у дошкольников можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна, на прогулке, в игровой деятельности.
В детских садах ежедневно проводят утреннюю гимнастику, чтобы, разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Детям предлагаются физкультурные минутки, которые проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у дошкольников. Проведение физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников. Проводят бодрящую гимнастику после сна, что имеет очень важную роль в активизации обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями, гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:
1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений
является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить
шаг», а потому уже показывать это детям.
2. Комплекс кинезиологических упражнений, надо подбирать согласно тематическому плану и выполнять в режимных моментах.
3. Заниматься ежедневно.
4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
5. Продолжительность занятий от 25 до 30 минут.
6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
7. Внутри комплекса упражнения можно менять местами.
8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя их.
Предлагается использовать следующие виды кинезиологических упражнений для развития двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста :
кинезиологические упражнения «перекрёстные шаги» способствуют развитию координации и ориентации – это согласование активности мышц и тела, которые помогают развить такие двигательные качества, как скорость сила ловкость;
упражнение крюки Денисона оказывает тот - же эффект, что и перекрёстные шаги;
глазодвигательные упражнение способствуют развитию моторики глаз - это способствует развитию всех двигательных качеств и таких видах спорта как игры с мячом и игроками;
кинезиологические пальчиковые упражнения и массаж на развитие мелкой моторики способствуют развитию силы, мышц пальцев в 5-6 лет ребенок складывает, бумагу несколько раз, определяет мелкие предметы на ощупь, ловит мяч в полете;
растяжка – необходима для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата, способствует развитию гибкости тела;
дыхательные упражнения – служат для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способность напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, это способствует развитию силы мышц, быстроты реакции, что также развивает подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела;
телесные движения – хорошо развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
упражнения для развития мелкой моторики – необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга, развитию силы, мышц пальцев в 5-6 лет ребенок складывает, бумагу несколько раз, определяет мелкие предметы на ощупь, ловит мяч в полете;
упражнения на развитие крупной моторики способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики, способствуют развитию силы быстроты ловкости выносливости, включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и другое;
самомассаж – благотворно воздействует на биологические активные точки;
упражнения на релаксацию – это наиболее лучший способ расслабления, от напряжения.
упражнения с мячом, работа с мячом, занимает одно из главных мест в физкультурной - оздоровительной работе с детьми. Развитие плавности, точности движений – значит развитие координации, развитие координации – значит развитие всего мышечного корсета.
Использование кинезиологических упражнений для развития двигательных качеств дошкольников соответствует требованию ФГОС ДО и санитарным правилам.
Для своей работы я выбрала и разработала сборник кинезиологических упражнений, направленных на развитие двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста, так как это более удобная, на мой взгляд, форма методической продукции при работе с детьми.
Сборник кинезиологических упражнений построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста, с учетом организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
В основной части сборника 7 разделов. Данные разделы выделены в соответствии с классификацией кинезиологических методов, а также с учётом возрастных особенностей старших дошкольников. Подобранный материал будет интересен и полезен педагогическому составу и студентам практикантам.
Раздел 2. Дыхательные упражнения
Раздел 3. «Телесные упражнения»
Раздел 4. Упражнения на релаксацию
Раздел 5. «Глазодвигательные упражнения»
Раздел 6. Упражнения с кинезиологическими мячами и мячами разных размеров
Раздел 7 Упражнения с кинезиологическими мешочками
Раздел 8 самомассаж
В первом разделе представлены упражнения на развитие мелкой моторики
способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Дети смогут более четко выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно длителен. Тренировку рук необходимо проводить при любом удобном случае, находясь на прогулке и дома.
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Упражнения должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно.
Во втором разделе выделены упражнения растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата, способствует развитию гибкости тела;
В третьем разделе расположены дыхательные упражнения служат для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способность напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, это способствует развитию силы мышц, быстроты реакции, что также развивает подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела;
Четвертый раздел содержит Телесные упражнения, хорошо развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
Пятый раздел содержит глазодвигательные упражнения, которые способствуют развитию моторики глаз, это способствует развитию всех двигательных качеств и таких видах спорта как игры с мячом и игроками;
Шестой раздел содержит упражнения для релаксации, которые способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Седьмой раздел содержит упражнения с мячом. Работа с мячом, занимает одно из главных мест в физкультурной - оздоровительной работе с детьми. Развитие плавности, точности движений – значит развитие координации, развитие координации – значит развитие всего мышечного корсета.
6. Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялся данный сборник, указывается номер, автор, название книг, место и год издания.
Таким образом, данный сборник упражнений с использованием подобранных форм и методов обучения, позволит провести пробацию развития двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Современные требования ФГОС ДО, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие и укрепление двигательный качеств дошкольников. Необходимо укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие, не забывая соблюдать здоровье сберегающие факторы.