МААМ-картинки

Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДДУ в процессе деятельности

Анна Стефогло
Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДДУ в процессе деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

УДК

Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДДУ в процессе деятельности

Стефогло А. Д. ,

воспитатель-преподаватель гагаузского языка,

Детское дошкольное учреждение №7

м. Чадыр-Лунга, РМ

Abstract : the article is devoted to forms and methods of methodical work on development of professional competence of teachers of children’s preschool institutions. In addition, the article presents active forms of organization of methodical work : discussion, methodical gatherings, training, brainstorming, solving pedagogical tasks, role play and others, their goals are defined.

Публикация «Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДДУ в процессе деятельности» размещена в разделах

Keywords : methodical work, forms, purpose, experience, competence, educators, development.

На сегодняшний день все педагоги детских дошкольных учреждений озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Национальным государственным образовательным стандартом.

Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.

Повышаются требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.

Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации «Куррикулума по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста»; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.

Повышение квалификации педагогов дошкольного учреждения предполагается реализовывать через работу методической и психологической служб дошкольного учреждения, включение в методическую работу педагогов [5, c. 198].

Важнейшую роль в организации методической работы по ее реализации играет методическая служба образовательного учреждения.

По мнению Л. Н. Атмаховой развитию профессиональной компетентности педагогов ДДУ способствует деятельность методической службы, функционирующая во взаимосвязи трех управленческих уровней с соответствующими структурными компонентами : планово-прогностическим (научно-методический совет, организационно-деятельностным ( инвариантный блок программы: предметно-педагогические циклы и методические секции и вариативный блок программы: творческие мастерские и научно-методические коллективы, информационно-аналитическим (экспертная комиссия). Также автор отмечает, что «методическая служба, в процессе организации своей деятельности целенаправленно осуществляет подготовку педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, учитывает в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов» [1, c. 79].

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.

В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Необходимо отметить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе [2, c. 77].

Формы методической работы в образовательном учреждении:

1. Тематические педсоветы.

2. Методический совет.

3. Методические объединения педагогов.

4. Работа педагога над темой самообразования.

5. Открытые занятия.

6. Педагогические чтения.

7. Методические выставки, смотры-конкурсы методических пособий.

8. Работа творческих микрогрупп.

9. Работа с малоопытными специалистами.

10. Работа с вновь пришедшими педагогами.

11. Семинары.

12. Круглые столы.

13. Индивидуальные и групповые консультации по организации и проведению современного занятия.

14. Организация работы с одарёнными детьми.

15. Разработка методических рекомендаций в помощь педагогу по ведению документации, организации, проведению и анализу современного занятия. Систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов.

16. Педагогический мониторинг.

17. Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.

18. Аттестация.

19. Оперативное информирование о содержании направлениях развития образования, инновационной деятельности, новых педагогических технологиях.

В педагогическом энциклопедическом словаре методическая работа определяется как часть системы непрерывного образования педагогов. А её цель как освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся. В условиях модернизации образования изменились задачи методической работы.

Таблица 1. Задачи методической работы

Вчера:

Сегодня:

• Обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

• Практическая помощь педагога.

• Повышение квалификации педагогов.

• Работа с профессиональным (закрытым) сообществом.

• Выполнение инструкций по готовым алгоритмам.

• Поощрение лучших педагогов (аттестация, конкурсы профессионального мастерства).

• Экспертиза.

• Аналитическая деятельность.

• Технологизация.

• Образовательный консалтинг.

Профессиональное развитие педагогов.

Формирование открытого полипрофессионального, общественно-профессионального сообщества.

• Проектирование, моделирование новых педагогических практик.

• Создание условий развития мотивации к профессиональному росту.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДДУ. Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Председателем педагогического совета является директор учреждения (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Главная цель педсовета – объединить усилия коллектива учреждения в повышении уровня учебно-воспитательной работы, использовании в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Педсовет - это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса. Это совместное решение специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни учреждения.

В образовательных учреждениях создаются методические советы, которые организуют методическую работу педагогического коллектива.

Методический совет координирует всю методическую работу, аккумулирует новые, передовые идеи и претворяет их в жизнь. В методические советы входят лучшие, наиболее опытные педагоги, добившиеся высоких показателей в обучении и воспитании детей, педагоги-мастера, руководители методических и цикловых объединений. Возглавляет совет и несет ответственность за его работу методист.

Также из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т. д.

Любая консультация требует от методиста подготовки и профессиональной компетентности.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ [3, c. 70].

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются» [4, c. 80].

Передовой педагогический опыт – это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых, достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу [4, c. 77].

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели [3, c. 70].

«Круглый стол» также одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в тщательном подборе и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели [3, c. 71].

В некоторых ДДУ используется литературная или педагогическая газета, как интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, – сочинительство, владение речевыми навыками – образность высказываний и т. д.

Творческие микро-группы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей [6, c. 193].

Самообразование, как система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДДУ предполагает разные формы : обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения [3, c. 71].

Таблица 2. Активные формы организации методической работы

Форма организации Цель

1 Дискуссия Вовлечение слушателей в активное обсуждение проблем, выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности

2 Методический ринг Совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

3 Методические посиделки Формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе участников.

4 Методический диалог Обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

5 Тренинг Отработка определенных профессиональных навыков и умений.

6 Методический мост Обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

7 Мозговой штурм Развитие практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.

8 Решение педагогических задач Знакомство с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и детей, системой их взаимоотношений.

9 Методический фестиваль Обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

10 Ролевая игра Активизирует внимание, переживания, мышление участников.

11 Анализ конкретных педагогических ситуаций Помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, а также намечать возможные пути и способы их решения.

Все направления работы методической службы ДДУ, в плане развития профессиональной компетенции педагога, можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микро группы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).

Результатом этих и других видов работ педагога является развитие профессиональной компетенции воспитателей детских дошкольных учреждений. Развитие профессиональной компетентности педагогов обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДДУ.

Литература:

1. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. – 177 с.

2. Василенко Н. П. Диагностика и организация методической работы. Р / н Дону. – М., 2012. – 380 с.

3. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70 -78.

4. Дуброва В. Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. Н. Дуброва, Е. П. Милашевич. – М. : Новая школа, 2010. – 128 с.

5. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М., 2011. – 152 с.

6. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2007. – 156 с.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДДУ в процессе деятельности
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 11:43
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДДУ в процессе деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Стефогло (УИ 2581227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД