Матвиенко светлана
Формирование зрительного восприятия у детей с ОНР посредством мультимедийных презентаций
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребёнка чрезвычайно важно сформированность анализаторных систем и, прежде всего, зрительной системы. Основную часть информации о внешнем мире человек воспринимает при помощи зрения. Зрительное восприятие - это психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание.
Публикация «Формирование зрительного восприятия у детей с ОНР посредством мультимедийных презентаций» размещена в разделах
В дошкольный период зрение находится в стадии становления, и поэтому это сенситивный период для его развития. Для формирования зрительного восприятия огромное значение имеет зрительный опыт, ограничение которого в детском возрасте приводит к значительным изменениям функционирования ассоциативных областей мозга и оказывает отрицательное влияние на становление психофизиологических механизмов зрительного восприятия. В литературе зрительное восприятие рассматривается как комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты - целостность, контрастность, структурность, осмысленность, избирательность.
Виделяются четыре этапа по формированию зрительного восприятия
1этап. Развитие зрительного восприятия.
2этап. Развитие зрительной памяти.
2этап, Развитие зрительного анализа и синтеза.
4этап. Развитие пространственных функций.
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование всех психических процессов.
Согласно исследованиям у детей с ОНР низкий уровень зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. В связи с этим, у них могут возникнуть следующие трудности обучения в школе: плохое запоминание конфигурации букв, угадывание букв, возвратные движения глаз; трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур; возможно зеркальное написание букв, графических элементов; неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость). Использование современных графических и мультимедиа средств, помогает преодолеть эти проблемы доступными средствами
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.
Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость.
Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.
Для формирования и развития зрительного восприятия в качестве компьютерных технологий, широко используются компьютерные игры, мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, что вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Использование таких презентаций на занятиях по развитию зрительного восприятия обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивает зрительное внимание и зрительную память. ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности в процессе формирования и развития зрительного восприятия :
• В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
• Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеоролики и т. д.);
• Как информационно – обучающее пособие;
• Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимидийные презентации один из эффективных методов развития зрительного восприятия так как позволяют показать и смоделировать, те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
Список литературы: 1.
1. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.-
2. Горячев А. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А. В. Горячев, Н. В. Ключ – М., 2008.
3. Горячев А. В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А. В. Горячев, Н. В. Ключ – М., 2004.
4. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011.
5. Колодинская, В. И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В. И. Колодинская – М., 2008.