Марина Власова
Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста посредством досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Россия - многонациональное и многокультурное государство. В России проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурами. Любое многонациональное общество объективно заинтересованно в сохранении и развитии составляющих его культур.
Дошкольный возраст - особенно ответственный период в воспитании и начало формирования личности ребенка. Поэтому важнейшей характеристикой полноценного развития детей является беспрепятственный диалог культур. Это приобретает особое значение, если детский сад является многонациональным, т. е. проблема этнокультурного сознания возникает еще в раннем детстве.
Публикация «Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста посредством досуговой деятельности» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» сентябрь 2023
Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.
Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе (Георгян А. Р., Мажаренко С. В., Поштарева Т. В., Тюлепаева Э. Р. и др.)
В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего политического пространства России одним из важных условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурная осведомленность. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духoвно-нравственные ценности фoрмировали лучшие человеческие качества.
Этнокультурная осведомленность как целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многoмерного процесса становления личности человека в поликультурном доступном обществе. Использование традиций и обычаев в этнокультурном воспитании дошкольников позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Исходя из этого, можно сказать, что первой ступенью благоприятного воздействия на формирование этнокультурной осведомленности детей является ДОУ, которое становится стержнем и опорой для воспитания и социализации детей.
Безуслoвно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому одним из важных педагогических условий формирования этнической осведомленности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.
Качество этнокультурной осведомленности дошкольников, да и образования в целом напрямую зависит от квалификационного уровня педагогов ДОУ. Педагогам в этом вопросе помогает методологическая работа, которая позволяет в сжатые сроки разобраться в современных подходах и формах обучения, посетить различные образовательные мероприятия по нужному вопросу и изучить инновации в этой сфере. Немаловажным является изучение слабых и сильных сторон коллектива ДОУ, способность к обучаемости, к диалогу и поддержки коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ. По государственным программам образования дошкольников в настоящее время приветствуется авторская разработка программ по этнокультурной осведомленности, основанное на знаниях и адаптированное для детей каждой группы, основываясь на личностных качествах и заинтересованности детей. Педагогической деятельности включают в себя аналитическую, информационную, консультационную деятельности. Проведение данного анализа позволяет выявить конкретные проблемы в рамках обучения и воспитания и найти пути их решения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.
Этнокультурная осведомленность дошкольников нацелена «на становление личности с позитивной этноидентичностью, толерантной, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтнической среде».[1]
Так почему же, досуговая деятельность является наиболее эффективным способом формирования этнокультурной осведомленности?
Досуг можно определить, как наполнение свободного времени, а досуговую деятельность как любой вид деятельности, происходящий в свободное время. В ДОУ обычно присутствует такие формы досуговой деятельности, как прослушивание музыки, игры, развлечения, проведение праздников и утренников, экскурсии и другие. В целом, досуговая деятельность воспринимается как всё то что не связано с обучением или принуждением. Для детей дошкольного возраста досуговая деятельность это самая удачная форма приобщения к культуре, потому, что у дошкольников еще всё воспринимается как игра.
Досуговая деятельность, если ребенок находится продолжительное время в ДОУ будет эффективной, если она основывается на принципах создания творческой атмосферы и занимательности. Немаловажную роль играет и то, что психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности должно опираться на разнообразность и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Определение досуга дошкольников как своеобразного вида деятельности интегрирующего отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка, открывает новые возможности данного вида деятельности для развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.
Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп дети-дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).
В детском саду традиционно проводятся народные праздники: колядки, масленица, Пасха, Рождество и другие. Детям старшего дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.
Так же немаловажную часть этнического воспитания несут на себе и внешние экскурсии, их проводят как с родителями или детьми, так и отдельно только с детьми, под присмотром воспитателя.
При исследовании этнокультурной осведомленности ДОУ нами был проведен анализ по разработанной методике использования досуговой деятельности в этнокультурной осведомленности детей, проводился в 2 направлениях: работа с детьми и работа с педагогами.
Важнейшим условием досуговой деятельности являлось создание предметной этнокультурной среды. В группе детского сада была организована «мaстерская» по изготовлению костюмов, в котором дети могли разукрашивать национальные костюмы, рисовать собственные «модели». В литературном уголке выставлены народные сказки, подобраны альбомы с народными праздниками.
Так же, в ДОУ был организован «Нарoдный Уголок», здесь дети и воспитатели приносили различного рода предметы старины, выставляли их и подписывали название и историю предмета. Тем самым дети могли прикоснуться к истории народа и ознакомиться с происхождением и применением.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей - они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о многонациональности, о взаимном уважении и т. д. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Методика по приобщению к этнической культуре дошкольников средствами досуговой деятельности проходила в несколько этапов, которые характеризовались совместной деятельностью детей и взрослых. Для дошкольников досуговая деятельность была организованна в виде экскурсий и прогулок по местам культуры народов, в это время была проведена работа с детьми. Дошкольники хорошо усваивали информацию при тандеме с наглядностью, очень заинтересованно относились к предметам, старались узнать побольше нового. Основной уклон делался педагогом на народности представленные в нашем ДОУ - это мордва, татары, чуваши и русские.
Ознакомление дошкольников с этнокультурой народов Поволжья досуговыми средствами позволило более полно сформировать представления в области этнокультурной осведомленности дошкольников, позволило больше узнать о малой родине. Так же проделанная работа полностью соответствовала требованию госстандарта дошкольного образования, даже местами выходя за ее рамки в виде авторской модели мероприятия.
Педагогические идеи были воплощены в должном объеме и явились действенным средством по развитию этнокультурной осведомленности дошкольников.
По результату эксперимента, сложилось мнение и по поводу более успешного формирования этнокультурной компетенции педагогов ДОУ.
С целью выявления эффективности досуговой деятельности был проведен эксперимент по той же методике оценки этнокультурной осведомленности, это позволило судить об уровне этнокультурной осведомленности дошкольников.
По полученным и обобщенным данным эксперимента можно сделать вывод, что дети в разной форме усваивают предложенный материал об этнической культуре. Это подчеркивает важность комплексной деятельности по приобщению к этнической культуре дошкольников.
Приобщить детей при помощи досуговой деятельность гораздо проще, нежели на занятиях по этнической культуре. Дети, они и есть дети, им еще хочется поиграть, у них нет усидчивости школьника. Наглядно, подвижно и красочно информация у дошкольников усваивается быстрее и остается в памяти. К тому же игры направляют безграничную энергию детей в правильное русло.
Эффективность работы связана еще и с тем, что система работы по формированию этнокультурной компетенции педагогов ДОУ и детей имеет положительный результат, когда не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоoпределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Таким образом, приобщение детей к этнической культуре народов открывает позитивно-познавательный мир для дошкольников. Разнообразие окружающего мира открывается для дошкольников в виде народного фольклора народов, разных и в то же время одинаковых праздников и т. д. Так же заучивание стихов, загадок, чтение сказок развивает речь дошкольников, способствует творческим проявлениям детей и раскованности.
В современном воспитании и приобщении детей к культуре многонациональной страны особое место занимают образовательные программы.
Программа «Наследие» М. М. Новицкой, Е. В. Соловьевой направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и предназначена для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста. [6]
В программе «Развитие представлений детей об истории и культуре» Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова особое внимание уделяется перманентному формированию у дошкольников основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважительного отношения к культурным ценностям разных народов, развитию познавательной активности, творческих способностей. Программное содержание на доступном для детей уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе. [2]
Программа «Вечные ценности малого Отечества» Е. В. Пчелинцевой посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка, определяет содержание и условия, необходимые для формирования на ранних этапах гражданских основ личности, ее направленность патриотическую, нравственное, этическое и эстетическое, его воспитание, любовь и уважение к своему народу, его духовному богатству и разностороннему таланту. [8]
Образование этнически культурной личности, не может быть ориентировано на воспитание и обучение учащегося только как носителя традиций и обычаев духовной культуры народов. Современные условия заставляют пересматривать прежние взгляды на подходы обучения и воспитания детей.
Подводя итог, можно сказать, что формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста на основе досуговой деятельности всех форм и способов позволяет ребенку жить в многонациональном обществе, укреплять многонациональную дружбу, бережно относится к своеобразию и особенностям культур других народов. И немаловажной остаётся проблема этнокультурного образования – формирование этнокультурной компетентности педагога. Она входит в структуру общей профессиональной компетентности педагога.