Мария Чемарова
Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Публикация «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.
Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме
Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.
Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
На базе Арзамасского детского сада № 28 совместно с АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского была внедрена инновационная площадка. Тема: «Региональный подход к экономическому воспитанию дошкольников». Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, уметь ориентироваться в современном мире.
Педагогическая целесообразность деятельности обусловлена недостаточным уровнем экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Это вызвано отсутствием целостной педагогической системы формирования экономической грамотности а также некомпетентностью родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников. Кроме того результаты анкетирования свидетельствуют о наличии запроса родителей старших дошкольников на проведение работы по экономическому воспитанию в ДОУ. С учётом этого была сформулирована цель деятельности. Цель инновационной деятельности: изучение педагогических условий формирования экономической грамотности дошкольников посредством использования ресурсов региона. Объект исследования: экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет инновационной деятельности: экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. Гипотеза: экономическое воспитание дошкольников будет успешным, если созданы следующие условия: Социально - экономическое пространство региона используется как развивающая образовательная среда дошкольника; определены содержание, формы и методы взаимодействия различных социокультурных и экономических компонентов; образовательный и воспитательный материал адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей; содержание реализуется в различных видах деятельности дошкольников; обеспечено методическое и дидактическое обеспечение процесса становления у дошкольников ценностного отношения к труду.
Задачи инновационной деятельности:
- изучить теоретико-методологические и методические подходы к экономическому воспитанию дошкольников 5-8 летнего возраста;
- построение партнёрских взаимоотношений с социокультурными институтами (семья, музей, театр, библиотека и др) и элементами экономической инфраструктуры (предприятия, организации) города с целью повышения эффективности образовательного процесса;
- определить содержание, формы и методы формирования экономического воспитания дошкольников 5-8 лет в условиях региона; - определить комплекс условий и критерии оценки эффективности деятельности, провести диагностику развития сформированности экономических понятий и экономического мышления и поведения у дошкольников;
- разработать и апробировать комплект методических материалов по формированию экономически развитой личности ребёнка дошкольника в условиях Нижегородской области. Ожидаемые результаты инновационной деятельности
- развитие социально-экономической сферы личности дошкольников 5-8 лет, создание предпосылок для формирования экономического мышления;
- создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста через реализацию мероприятий в рамках взаимодействия с социальными партнёрами; - формирование умения педагога адаптировать и использовать образовательный и развивающий потенциал окружающего мира региона;
- разработка и апробация комплекта методических материалов, включающего:
• перспективный план работы по экономическому воспитанию дошкольников 5-8 лет;
• серию конспектов организованной образовательной деятельности, экскурсий, игр, деятельности в режимных моментах;
• дидактический материал для знакомства дошкольников с трудом;
• информационные материалы для родителей.
«Как воспитать маленького экономиста». - транслирование опыта педагогов. Факторы риска - трудности, связанные с обеспечением качественного иллюстративного и дидактического материала для дошкольников;
- возможны затруднения педагогов-исследователей в отборе информации для дошкольников;
- возможно нежелание некоторых родителей участвовать в совместных образовательных проектах.
Критерии оценки
- результаты педагогической диагностики развития социально-экономической сферы личности воспитанников;
- результаты педагогической диагностики (мониторинга) уровня социальнокоммуникативного и познавательного развития ребёнка;
- соответствие системы экономического воспитания детей 5-8 лет требованиям ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Научная и методическая литература, обеспечивающая выполнение программы инновационной деятельности
1. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа. От рождения до школы. - М., Мозаика-Синтез, 2017.
3. Еремеев, П. В. Арзамас – городок. Рассказы о былом / П. В. Еремеев. – Арзамас: Юпитер, 1998. – 585 с.
4. Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П. В. Еремеев. – Н. Новгород: ВолгоВятское кн. изд. -во, 1992. – 255 с.
5. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание а детском саду. – М. : Мозаика- Синтез, 2008г.
6. Очерки истории Арзамаса. – Горький: Волго-Вятское кн. изд. - во, 1981. – 239 с.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику. - Н. Новгород, 1999.
8. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Программа. Азы финансовой культуры для дошкольников. М. : Вита Пресс, 2019.
9. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Рассуждаем и решаем. М. : Вита Пресс, 2019.
10. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Играем вместе. М. : Вита Пресс, 2019.
11. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 1989 №1; 1994 №8.
12. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество, 2005.
13. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. М. : Творческий центр «Сфера», 2009.