Приложение МААМ

Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Мария Чемарова
Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Публикация «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

На базе Арзамасского детского сада № 28 совместно с АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского была внедрена инновационная площадка. Тема: «Региональный подход к экономическому воспитанию дошкольников». Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, уметь ориентироваться в современном мире.

Педагогическая целесообразность деятельности обусловлена недостаточным уровнем экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Это вызвано отсутствием целостной педагогической системы формирования экономической грамотности а также некомпетентностью родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников. Кроме того результаты анкетирования свидетельствуют о наличии запроса родителей старших дошкольников на проведение работы по экономическому воспитанию в ДОУ. С учётом этого была сформулирована цель деятельности. Цель инновационной деятельности: изучение педагогических условий формирования экономической грамотности дошкольников посредством использования ресурсов региона. Объект исследования: экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет инновационной деятельности: экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. Гипотеза: экономическое воспитание дошкольников будет успешным, если созданы следующие условия: Социально - экономическое пространство региона используется как развивающая образовательная среда дошкольника; определены содержание, формы и методы взаимодействия различных социокультурных и экономических компонентов; образовательный и воспитательный материал адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей; содержание реализуется в различных видах деятельности дошкольников; обеспечено методическое и дидактическое обеспечение процесса становления у дошкольников ценностного отношения к труду.

Задачи инновационной деятельности:

- изучить теоретико-методологические и методические подходы к экономическому воспитанию дошкольников 5-8 летнего возраста;

- построение партнёрских взаимоотношений с социокультурными институтами (семья, музей, театр, библиотека и др) и элементами экономической инфраструктуры (предприятия, организации) города с целью повышения эффективности образовательного процесса;

- определить содержание, формы и методы формирования экономического воспитания дошкольников 5-8 лет в условиях региона; - определить комплекс условий и критерии оценки эффективности деятельности, провести диагностику развития сформированности экономических понятий и экономического мышления и поведения у дошкольников;

- разработать и апробировать комплект методических материалов по формированию экономически развитой личности ребёнка дошкольника в условиях Нижегородской области. Ожидаемые результаты инновационной деятельности

- развитие социально-экономической сферы личности дошкольников 5-8 лет, создание предпосылок для формирования экономического мышления;

- создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста через реализацию мероприятий в рамках взаимодействия с социальными партнёрами; - формирование умения педагога адаптировать и использовать образовательный и развивающий потенциал окружающего мира региона;

- разработка и апробация комплекта методических материалов, включающего:

• перспективный план работы по экономическому воспитанию дошкольников 5-8 лет;

• серию конспектов организованной образовательной деятельности, экскурсий, игр, деятельности в режимных моментах;

• дидактический материал для знакомства дошкольников с трудом;

информационные материалы для родителей.

«Как воспитать маленького экономиста». - транслирование опыта педагогов. Факторы риска - трудности, связанные с обеспечением качественного иллюстративного и дидактического материала для дошкольников;

- возможны затруднения педагогов-исследователей в отборе информации для дошкольников;

- возможно нежелание некоторых родителей участвовать в совместных образовательных проектах.

Критерии оценки

- результаты педагогической диагностики развития социально-экономической сферы личности воспитанников;

- результаты педагогической диагностики (мониторинга) уровня социальнокоммуникативного и познавательного развития ребёнка;

- соответствие системы экономического воспитания детей 5-8 лет требованиям ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Научная и методическая литература, обеспечивающая выполнение программы инновационной деятельности

1. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа. От рождения до школы. - М., Мозаика-Синтез, 2017.

3. Еремеев, П. В. Арзамас – городок. Рассказы о былом / П. В. Еремеев. – Арзамас: Юпитер, 1998. – 585 с.

4. Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П. В. Еремеев. – Н. Новгород: ВолгоВятское кн. изд. -во, 1992. – 255 с.

5. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание а детском саду. – М. : Мозаика- Синтез, 2008г.

6. Очерки истории Арзамаса. – Горький: Волго-Вятское кн. изд. - во, 1981. – 239 с.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику. - Н. Новгород, 1999.

8. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Программа. Азы финансовой культуры для дошкольников. М. : Вита Пресс, 2019.

9. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Рассуждаем и решаем. М. : Вита Пресс, 2019.

10. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Играем вместе. М. : Вита Пресс, 2019.

11. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 1989 №1; 1994 №8.

12. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество, 2005.

13. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. М. : Творческий центр «Сфера», 2009.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2021 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Чемарова (УИ 939753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД