Людмила Боровинская
Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Как и великому учёному, ребёнку неинтересно подсчитывать. Для него математика – это тоже ещё одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребёнок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – это его стихия. Но ведь математика – это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Ребёнок познаёт мир с помощью органов чувств. И познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация – с эмоциями. У детей младшей группы (3-4 года) сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка теперь в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и построить план совместной деятельности.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах» размещена в разделах
Во второй младшей группе начинает проводиться специальная работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП). От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. ФЭМП у младших дошкольников проводится на специально организованных занятиях в различных видах детской деятельности и в повседневных бытовых ситуациях. Во время умывания сравниваем количество девочек и мальчиков. При раздевании и одевании рассматривается размеры одежды, длина шарфа, высота обуви. В чтение художественной литературы развивается счет (сколько героев было в сказке, дети вместе с воспитателем считают).
Свою работу по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы в режимных моментах осуществляю в следующих формах :
1. Наблюдение. Дети учатся находить круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные предметы в определённой обстановке (на улице во время прогулки, во время кормления, умывания, одевания, игр, посещение музыкального, физкультурного залов, игротеки). Использую предметы, приближённые к плоским (колесо, блюдце, поднос, салфетка, настенное панно, циферблат часов, зеркальце). Выясняется, что у этих предметов общее. Обращаю внимание детей, что находится впереди от них, а что осталось сзади; что вверху, а что внизу. Обсуждаем с детьми, что расположено близко (можно достать рукой, достаточно сделать несколько шагов, а что – далеко. Сравниваем удаленность разных предметов : если вертолет, самолет движется по небу, то смотрим куда они летят, к нам или от нас?
2. Дидактическая игра, игровое упражнение «Поезд» - дети распределяют предметы по вагончикам, найдя вещи, имеющие общий признак; «Чего не стало?» - дети запоминают предметы, затем по моему сигналу должны понять что исчезло; «Найди свой домик» - предлагаю детям выбрать любую понравившуюся фигуру и по сигналу даю задание найти свой дом; Чудесный мешочек» - детям предлагаю на ощупь, не видя предмет описать его; и т. д.
3. Создание коллекций. Коллекционирование как вид деятельности, направлен на развитие познавательной активности дошкольников. Дети со мной и со своими родителями подбирают дома и в группе предметы разной формы (коллекция «Вещи разной формы», «Веселые крышечки» и др.). И предметы из коллекций имеют практическое использование.
4. Рисование на снегу, крупе, лепка из снега фигур. С наступлением теплых деньков дети много времени проводят на улице. И здесь используются игры на знакомство детей с формой.
• «Волшебный круг» - рисуем круг на снегу. И предлагаю детям сделать интересные вещи – часы, мячик, мордашки эмоций. Обращаю внимание малыша на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко катится). Рисуем бусы для бабушки, предлагаю малышу продолжить. Рисуем пуговицы с разным количеством дырочек, сравниваем их, находим одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще рисуем плодовое дерево, а ребёнок дорисовывает яблоки, считает их, говорит о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.
• «Весёлый треугольник» - говорю крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предлагаю детям нарисовать на нем все, что они хотят. Пока изображают различные геометрические фигуры, я рассказываю, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников изображается елка. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще треугольник превращается в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Малышу предлагаю пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?
• «Чудо – квадрат» - квадраты – это клетки для животных в зоопарке. Детям предлагаю расселить туда животных, нарисовав их. Игра «Робот» - рисуется ряд квадратиков. Малышу предлагаю быть роботом – он будет выполнять команды: «Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один». Потом меняемся местами.
• «Занимательный прямоугольник» - изображается дом. Обязательно проговариваю название фигуры. Проговариваю, что дом квадратный, а крыша треугольная. Рисуем несколько домов – это будет город, дорисовать дороги, светофор. Рассматриваем, какой формы различные предметы.
Через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся с названиями частей суток и временами года, узнают названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); учатся сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну; сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте, выражать словами какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, выше (ниже). научатся зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый и понимать соответствующие прилагательные. Учатся различать понятия длинный – короткий, высокий – низкий, глубокий – мелкий.
Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.
«Что изменилось?»
Цели:
• формировать умение понимать учебную задачу;
• представление о сохранении количества;
• умение согласовывать числительное «один» и наречие «много» в роде и падеже;
• сравнивать совокупности с несовпадающим числом объектов. Оборудование и материалы : круг, квадрат, треугольник; два зайчика и четыре куклы, зеленый, красный и желтый шарфики.
Ход игры. На столе у воспитателя стоят от 1 до 3 (дальше до 5) игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают расположение. По команде воспитателя «Ночь!» дети закрывают глаза. В это время он убирает одну игрушку. Далее по команде воспитателя «День!» дети открывают глаза. Он спрашивает их, что изменилось. Затем игрушка возвращается на место, и игра продолжается (по аналогии с геометрическими фигурами игра может проводиться с любыми доступными предметами.)
«Найди свой домик»
Цели:
• закреплять умение различать форму и цвет;
• формировать представление о символическом изображении предметов;
• обучать умению систематизировать и классифицировать геомет-рические фигуры по цвету и форме.
Оборудование и материалы : три обруча, геометрические фигуры, волшебный мешочек, волшебные дорожки. Ход игры.
Вариант 1. На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них - геометрические фигуры. Воспитатель предлагает рассмотреть обручи с фигурами. Чтобы попасть в домик с кругами, квадратами и другими фигурами, нужен волшебный ключик. Воспитатель предлагает детям волшебный мешочек, в котором лежат различные фигуры — волшебные ключики. Кто какую фигуру достанет, тот и будет жить в домике — обруче с соответствующей геометрической фигурой. Усложнить игру можно, меняя цвета фигур, обручи, их количество.
Вариант 2. Дети гуляют в лесу и находят волшебные дорожки, которые приводят их к трем обручам с геометрическими фигурами. Далее они находят волшебный мешочек. Достают из него по фигуре- ключику, подходят к нужному обручу и добавляют фигуру. Кто первый достраивает волшебную фигуру, тот и побеждает.
«Рыбка»
Цели:
• формировать умение выделять из группы геометрических фигур нужную;
• развивать фантазию, память.
Оборудование и материалы : кодовая карточка с инструкцией, детали для аппликации из геометрических фигур.
Ход игры. По устной инструкции воспитателя или по карточке дети собирают аппликацию.
«Чудесный мешочек»
Цели:
• закреплять умение классифицировать множества по двум свойствам: цвету и форме, размеру и форме;
• обучать умению находить фигуру на ощупь;
• развивать комбинаторные способности.
Оборудование и материалы : мешочек, в котором находятся либо только треугольники, либо другие предметы.
Ход игры. Дети достают треугольники или другие предметы из мешочка на ощупь, сравнивают их по цвету, форме, размеру.
«Поезд»
Цели:
• обучать умению классифицировать предметы по двум признакам : цвету и форме;
• развивать внимание, наблюдательность;
• формировать умение употреблять в речи слова: «один», «много», «ни одного», «мало»;
• тренировать память.
Оборудование и материалы : набор геометрических фигур; комплект знаков; поезд, составленный из стульчиков; цветные дорожки, обручи, билеты; наборное полотно; колокольчик.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям купить билеты (геометрические формы). Дети рассаживаются по местам согласно билетам. Место на стульчиках обозначено соответствующей геометрической формой. Паровоз начинает движение. Первая остановка - «Дружная». Воспитатель предлагает поискать домики своих друзей - зайчика, лисы, мишки. Раздается звон колокольчика, поезд отправляется дальше. Дети садятся на места. Следу-ющая остановка - «Угадай-ка». Дети приезжают к хрюшке Маврюше, которая хочет с ними поиграть. На полотно выставляются красный круг, синий квадрат, желтый треугольник, набор различных фигур. Дети определяют лишнюю. Фигуры меняют несколько раз. При этом дети закрывают глаза. Звенит колокольчик, следующая остановка.
«Что больше?»
Цели:
• обучать умению употреблять в речи слова: «больше», «меньше», «равные»;
• развивать умение находить в пространстве предметы по признаку.
Оборудование и материалы : пригласительные билеты.
Ход игры. Воспитатель предлагает назвать большие и маленькие предметы : по памяти на картинке, на улице, среди игрушек, больших и маленьких детей в других группах и т. д. За каждый правильный ответ дети получают пригласительный билет в театр.
«Какого карандаша не стало?»
Цели:
• обучать умению выделять признак длины при сравнении двух и более предметов;
• использовать в речи слова: «длиннее», «короче».
Оборудование и материалы : коробка с карандашами перед каждым ребенком, фишки.
Ход игры. Перед ребенком коробка с карандашами. Он должен рассмотреть их, запомнить по какому-либо признаку: цвету, длине. Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает один карандаш. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какого карандаша нет. За правильный ответ он получает фишку.
«Подарим кукле бусы»
Цели:
• обучать умению выделять единичное из множества;
• выкладывать алгоритм по цепочке;
• закреплять представление о геометрических фигурах. Оборудование и материалы : куклы, пуговицы и бусы разного размера.
Ход игры. Дети выкладывают пуговицы по определенному алгоритму — карточке, аппликации, гирлянде. Затем определяют, какой по размеру кукле, какие бусы подойдут.
«Подбери такие же»
Цели:
• учить выделять общий признак предмета;
• отобрать кубики для зверей;
• раскладывать кубики в корзины в соответствии с ее цветом.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку, на которой изображены играющие в лесу зверята. У зверят кубики разных цветов. Мамы зовут зверят обедать, и те уходят, оставив кубики в корзине. Потом звери возвращаются и хотят разобраться, где чьи кубики. Медвежонок Миша хочет взять себе кубики красного цвета, лисичка - желтого, ежик - зеленого. Воспитатель предлагает детям помочь зверятам.
На стол ставят корзины — вырезанные из картона большие круги желтого (для лисички, зеленого (для ежика) и красного (для медвежонка) цветов, в которые поочередно дети складывают маленькие квадратики («кубики») соответствующих цветов. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Воспитатель хвалит детей.
«Длинный — короткий»
Цели:
• учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга;
• нарядить кукол;
• подобрать такой бантик, который может легко завязываться.
Ход игры
Воспитатель приносит двух кукол и мишку. Мишка зовет кукол на праздник, но они никак не могут выбрать себе бантики для платьев. Кукла Ляля хочет надеть розовый бантик. Кукла Надя хочет надеть голубой бантик. Воспитатель предлагает детям помочь мишке нарядить кукол на праздник.
Дети видят, что бантик у Ляли плохо завязывается - его ленточка короче, чем ленточка у бантика Нади. Дети выясняют это путем наложения (или приложения). Они ищут другой, такой же красивый бантик для куклы Ляли. Путем наложения (или приложения) дети находят новый бантик, который удобно завязывать: этот бантик такой же длины, как и бантик у Нади. Дети завязывают бантики куклам. Куклы и мишка благодарят детей.
Таким образом, в ходе систематической образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, дети усваивают не только названия геометрических фигур, но и учатся видеть прекрасное, учатся фантазировать и исследовать окружающий нас мир.