Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)

нина малахова
Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1

Программное содержание

• Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

• Познакомить со значение слов далеко - близко.

• Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Две корзины.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)» размещена в разделах

Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 2, задание Б; с. 8, карточки с двумя окошками: в одном изображён какой-нибудь предмет (ёлочка, грибочек, солнышко, а другое – пустое, простой карандаш, шишки (по 1 шт. для каждого ребёнка, набор геометрических фигур (круги и треугольники разного цвета и величины).

Методические указания

Игровая ситуация «Сон мишки».

В начале занятия воспитатель читает стихотворение:

Мишка спит в берлоге крепко,

Лапу он сосёт во сне.

Снится мишке красно лето,

Шишки, ягоды, грибы.

1 часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку (см. рабочую тетрадь, с. 8) и ответить на следующие вопросы: «Что снится мишке? Когда это бывает? Сколько ёлочек на картинке?

Затем просит найти карточку с изображением ёлочки и рядом в окошке нарисовать столько кругов, сколько ёлочек. После выполнения задания воспитатель уточнят: «Сколько кругов нарисовали? Почему нарисовали столько кругов?»

Аналогичное задание дети выполняют на карточках с изображением грибочка и солнышка.

2 часть. Игровое упражнение «Далеко – близко».

Мишке снится, что он играть с шишками.

На полу – 2 корзине. Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей: далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одной шишке. Бросают их а корзины и говорят. Далеко или близко упала шишка.

Упражнение повторяется 3-4 раза.

3 часть. Игровое упражнение «Собираем картинку».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в рабочей тетради (с. 2, задание Б) и спрашивает, что ещё приснилось мишке. Затем предлагает детям собрать из геометрических фигур петушка или солнышко. По мере работы уточняет: что собрали, из каких фигур и какого цвета.

Занятие 2

Программное содержание

• Упражнять в счёте звуков на слух в пределах 5.

• Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

• Учит сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Обозначать результаты сравнения словами: длинный, корче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала : домик, качели, песочница; 3 матрёшки одинаковой величины и одинакового цвета.

Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребёнка).

Методические указания

Игровая ситуация «Играем с матрёшками».

1 часть. Воспитатель показывает детям матрё шек и спрашивает: «Сколько матрёшек?» Затем предлагает разложить дорожки для матрёшек. Воспитатель вместе с детьми рассматривает дорожки на фланелеграфе и

фланелеграфе и спрашивает: «Чем отличаются дорожки? (Разные по длине.) Сколько дорожек?»

вместе с воспитателем ребёнок располагают дорожки от самой длинной до самой короткой друг под другом на одном уровне слева. Дети называют длину дорожек: «Самая длинная, короче, самая короткая».

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет дорожки местами. Дети открывают глаза и располагают дорожки в порядке возрастания: от самой короткой до самой длинной.

2 часть. Игровое упражнение «Матрёшки гуляют».

По группе расставлены постройки: домик, качели, песочница. Воспитатель вместе с детьми рассматривает постройки и называет их. Он предлагает ребятам расставить матрёшек определённым образом и обозначить их расположение относительно предметов словами далеко, близко.

3 часть. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось».

Воспитатель предлагает детям запомнить расположение матрёшек. Затем просит ребят закрыть глаза, а сам меняет расположение матрёшек относительно построек.

Дети открывают глаза и определяют, что изменилось, используя слова далеко, близко.

4 часть. Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».

Воспитатель предлагает детям вместе с матрёшками послушать музыку и сосчитать звуки. Он 3 раза ударяет ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем просит детей отсчитать столько кругов, сколько звуков они услышали.

Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука) и дудочку (5 звуков). Каждый раз воспитатель уточняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?»

Занятие 3

Программное содержание

• Упражнять в счёте в пределах 5.

• Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Металлофон, мешочек, набор геометрических фигур разного цвета и величины, верёвки, физкультурные палки.

Раздаточный материал. Прямоугольники (по 10 шт. для каждого ребёнка, трёхполосные карточки, рули с изображениями геометрических фигур.

Методические указания

1 часть. Игровое упражнение «Строим дорожки».

Воспитатель предлагает детям построить дорожки. Обращает внимание детей на фигуры, лежащие на подносе, уточняет названия фигур и предлагает на первую полоску карточки (у детей трёхполосные карточки) положить столько фигур, сколько звуков они услышат. Воспитатель 2 раза ударяет по металлофону. Дети выкладывают 2 прямоугольника друг за другом (слева на право,

Воспитатель уточняет: «Сколько прямоугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько прямоугольников?»

Воспитатель ударяет по металлофону 3 (4) раза. Дети аналогичным образам выкладывают дорожки на второй (третьей) полоске карточки.

Воспитатель обращает внимание на дорожки и предлагает проследовать их длину, проводя пальчиком слева направо. Дети рассказывают о длине дорожек, используя слова: короткая, длиннее, самая длинная.

2 часть. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ. Игра повторяется 2-3 раза.

3 часть. Подвижная игра «Найди свой гараж»

Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи) : из верёвочек – круг, из физкультурных палочек – квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздаёт детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.

Игра повторяется 2-3 раза.

Занятие 4

Программное содержание

• Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.

• Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

• Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Салфетка, 10 кубиков, счётная лесенка.

Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 15, красные и синие карандаши.

Методические указания

Предварительно в ходе повседневных занятий воспитатель знакомит детей с понятиями вчера, сегодня, завтра.

1 часть. Игровое упражнение «Когда это бывает».

Воспитатель читает отрывок из произведения С. Михалкова «А что у вас?» :

- А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят,

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

Воспитатель уточняет, какую ошибку допустил в своём рассказе герой стихотворения. Интересуется у детей, что они делали вчера, что будут делать сегодня, завтра.

2 часть. Игровое упражнение «Отгадай, сколько».

У воспитателя на столе 3 кубика, расположенные в ряд и накрытые салфеткой.

Воспитатель показывает приёмы счёта предметов на ощупь. Предлагает ребёнку посчитать кубики. Другому ребёнку воспитатель предлагает отсчитать столько же кубиков и расположить их на счётной лесенке. Воспитатель уточняет: «Сколько вы кубиков ты отсчитал? Почему ты отсчитал столько кубиков?» Затем снимает салфетку, вместе с детьми пересчитывает кубики и спрашивает: «Сколько кубиков было под салфеткой?» Дети проверяют правильность выполнения задания, расположив кубики друг под другом.

Физкультминутка «Зарядка»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Раз, два,

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Раз, два, три, четыре, пять.

3 часть. Работа в рабочей тетради.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Аквариум» и задаё т вопросы: «Сколько всего рыбок плавает в аквариуме? Чем отличаются рыбки? Сколько рыбок плывёт направо? Сколько рыбок плывёт налево?»

Затем даё т задание: красным карандашом закрасить хвосты рыбкам, плывущим налево, синим карандашом рыбкам, плывущим направо.

Занятие 5

Программное содержание

• Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.

• Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.

• Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 шарфа оного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одноного цвета одинаковой длины и разной ширины.

Раздаточный материал. Карточки с пуговицами в мешочках (на карточках по 1-5 пуговиц, наборы карточек с кругами (на карточках по 1-5 кругов); сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры (по 4-5 шт. для каждого ребёнка).

Методические указания

1 часть. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

На земле живут сестрички.

У сестричек – по косичке.

Четвёртая косичка –

Белоснежная сестричка.

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт

И потом земле усталой

Колыбельную споёт.

(Зима)

Воспитатель просит детей назвать предметы зимней одежды. Он располагает на фланелеграфе 3 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины и спрашивает: «Чем похожи шарфики?» (Цветом и длиной.)

Вызванному ребёнку он предлагает наложить шарфики друг на друга и сравнить их по длине: «Что можно сказать о длине шарфиков?»

Затем воспитатель обращает внимание на ширину шарфиков: «Чем отличаются шарфики?» (Шириной.) Просит ребёнка найти самый широкий шарфик путём сравнения его с другими шарфиками способами наложения или приложения. Выбранный шарфик ребёнок располагает на фланелеграфе горизонтально. Среди оставшихся шарфиков воспитатель вместе с ребёнком опять находит самый широкий и помещает его рядом с первым. Ребёнок заканчивает ряд самым узким шарфиком и рассказывает о ширине шарфиков, используя слова: широкий, уже, самый узкий.

2 часть. Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам».

Воспитатель показывает детям прямоугольники, выясняет, чем они похожи (одинаковые по цвету и длине) и чем отличаются (разные по ширине). Затем предлагает расположить их лесенкой: начиная с самого узкого и заканчивая самым широким (слева направо). Воспитатель уточняет ширину каждой ступеньки, прослеживая её пальцем снизу вверх и последовательно называя ступеньки: «Узкая, шире, самая широкая».

3 часть. Игровое упражнение «Покажи столько же».

У каждого ребёнка набор карточек с разным количеством кругов и мешочков, в котором лежат пуговицы карточка с определённым количеством пуговиц.

Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов: «Сколько кругов на карточке? Почему ты показал карточку с таким же количеством кругов?»

Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов.

Упражнение повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети обмениваются мешочками с карточками.

4 часть. Игровое упражнение «Наш день».

У каждого ребёнка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры. Воспитатель задаёт детям вопросы и предлагает показать соответствующие картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?»

Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра).

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО» Ведь от того, как заложены элементарные математические.

«В музее истории одежды» Познание: формирование элементарных математических представлений «В музее истории одежды» Цель: - Закрепить представление об истории одежды; - Познакомить с составом числа 4; -Упражнять в измерении протяженности.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений «Жадный крокодил»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений «Жадный крокодил» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений "Жадный крокодил". Цели игры: формирование и закреплений понятий.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Итоговая НОД «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа) Программное содержание: 1. Закрепить счетные умения в пределах 5, знание геометрических фигур, умение соотносить цифры с количеством, самостоятельную.

Конспект НОД (формирование элементарных математических представлений) в средней группе «Ориентировка в пространстве» Цель: Закрепить счет до 9. Задачи: Обучающие: Закреплять представление о геометрических телах, пользоваться пространственными отношениями.

НОД по формированию элементарных математических представлений «Перелетные птицы». Средняя группа НОД по формированию элементарных математических представлений. Тема «Перелетные птицы» Средняя группа. Задачи: показать независимость результата.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры. Слайд № 1 «Игра-это искра зажигающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 09:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем нина малахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД