нина малахова
Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1
Программное содержание
• Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.
• Познакомить со значение слов далеко - близко.
• Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Две корзины.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)» размещена в разделах
Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 2, задание Б; с. 8, карточки с двумя окошками: в одном изображён какой-нибудь предмет (ёлочка, грибочек, солнышко, а другое – пустое, простой карандаш, шишки (по 1 шт. для каждого ребёнка, набор геометрических фигур (круги и треугольники разного цвета и величины).
Методические указания
Игровая ситуация «Сон мишки».
В начале занятия воспитатель читает стихотворение:
Мишка спит в берлоге крепко,
Лапу он сосёт во сне.
Снится мишке красно лето,
Шишки, ягоды, грибы.
1 часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку (см. рабочую тетрадь, с. 8) и ответить на следующие вопросы: «Что снится мишке? Когда это бывает? Сколько ёлочек на картинке?
Затем просит найти карточку с изображением ёлочки и рядом в окошке нарисовать столько кругов, сколько ёлочек. После выполнения задания воспитатель уточнят: «Сколько кругов нарисовали? Почему нарисовали столько кругов?»
Аналогичное задание дети выполняют на карточках с изображением грибочка и солнышка.
2 часть. Игровое упражнение «Далеко – близко».
Мишке снится, что он играть с шишками.
На полу – 2 корзине. Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей: далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одной шишке. Бросают их а корзины и говорят. Далеко или близко упала шишка.
Упражнение повторяется 3-4 раза.
3 часть. Игровое упражнение «Собираем картинку».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в рабочей тетради (с. 2, задание Б) и спрашивает, что ещё приснилось мишке. Затем предлагает детям собрать из геометрических фигур петушка или солнышко. По мере работы уточняет: что собрали, из каких фигур и какого цвета.
Занятие 2
Программное содержание
• Упражнять в счёте звуков на слух в пределах 5.
• Уточнить представления о значении слов далеко – близко.
• Учит сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Обозначать результаты сравнения словами: длинный, корче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала : домик, качели, песочница; 3 матрёшки одинаковой величины и одинакового цвета.
Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребёнка).
Методические указания
Игровая ситуация «Играем с матрёшками».
1 часть. Воспитатель показывает детям матрё шек и спрашивает: «Сколько матрёшек?» Затем предлагает разложить дорожки для матрёшек. Воспитатель вместе с детьми рассматривает дорожки на фланелеграфе и
фланелеграфе и спрашивает: «Чем отличаются дорожки? (Разные по длине.) Сколько дорожек?»
вместе с воспитателем ребёнок располагают дорожки от самой длинной до самой короткой друг под другом на одном уровне слева. Дети называют длину дорожек: «Самая длинная, короче, самая короткая».
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет дорожки местами. Дети открывают глаза и располагают дорожки в порядке возрастания: от самой короткой до самой длинной.
2 часть. Игровое упражнение «Матрёшки гуляют».
По группе расставлены постройки: домик, качели, песочница. Воспитатель вместе с детьми рассматривает постройки и называет их. Он предлагает ребятам расставить матрёшек определённым образом и обозначить их расположение относительно предметов словами далеко, близко.
3 часть. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось».
Воспитатель предлагает детям запомнить расположение матрёшек. Затем просит ребят закрыть глаза, а сам меняет расположение матрёшек относительно построек.
Дети открывают глаза и определяют, что изменилось, используя слова далеко, близко.
4 часть. Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».
Воспитатель предлагает детям вместе с матрёшками послушать музыку и сосчитать звуки. Он 3 раза ударяет ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем просит детей отсчитать столько кругов, сколько звуков они услышали.
Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука) и дудочку (5 звуков). Каждый раз воспитатель уточняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?»
Занятие 3
Программное содержание
• Упражнять в счёте в пределах 5.
• Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
• Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Металлофон, мешочек, набор геометрических фигур разного цвета и величины, верёвки, физкультурные палки.
Раздаточный материал. Прямоугольники (по 10 шт. для каждого ребёнка, трёхполосные карточки, рули с изображениями геометрических фигур.
Методические указания
1 часть. Игровое упражнение «Строим дорожки».
Воспитатель предлагает детям построить дорожки. Обращает внимание детей на фигуры, лежащие на подносе, уточняет названия фигур и предлагает на первую полоску карточки (у детей трёхполосные карточки) положить столько фигур, сколько звуков они услышат. Воспитатель 2 раза ударяет по металлофону. Дети выкладывают 2 прямоугольника друг за другом (слева на право,
Воспитатель уточняет: «Сколько прямоугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько прямоугольников?»
Воспитатель ударяет по металлофону 3 (4) раза. Дети аналогичным образам выкладывают дорожки на второй (третьей) полоске карточки.
Воспитатель обращает внимание на дорожки и предлагает проследовать их длину, проводя пальчиком слева направо. Дети рассказывают о длине дорожек, используя слова: короткая, длиннее, самая длинная.
2 часть. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ. Игра повторяется 2-3 раза.
3 часть. Подвижная игра «Найди свой гараж»
Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи) : из верёвочек – круг, из физкультурных палочек – квадрат, треугольник, прямоугольник.
Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздаёт детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.
Игра повторяется 2-3 раза.
Занятие 4
Программное содержание
• Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.
• Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.
• Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Салфетка, 10 кубиков, счётная лесенка.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 15, красные и синие карандаши.
Методические указания
Предварительно в ходе повседневных занятий воспитатель знакомит детей с понятиями вчера, сегодня, завтра.
1 часть. Игровое упражнение «Когда это бывает».
Воспитатель читает отрывок из произведения С. Михалкова «А что у вас?» :
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят,
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
Воспитатель уточняет, какую ошибку допустил в своём рассказе герой стихотворения. Интересуется у детей, что они делали вчера, что будут делать сегодня, завтра.
2 часть. Игровое упражнение «Отгадай, сколько».
У воспитателя на столе 3 кубика, расположенные в ряд и накрытые салфеткой.
Воспитатель показывает приёмы счёта предметов на ощупь. Предлагает ребёнку посчитать кубики. Другому ребёнку воспитатель предлагает отсчитать столько же кубиков и расположить их на счётной лесенке. Воспитатель уточняет: «Сколько вы кубиков ты отсчитал? Почему ты отсчитал столько кубиков?» Затем снимает салфетку, вместе с детьми пересчитывает кубики и спрашивает: «Сколько кубиков было под салфеткой?» Дети проверяют правильность выполнения задания, расположив кубики друг под другом.
Физкультминутка «Зарядка»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Раз, два,
Руки вытянуть пошире,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Раз, два, три, четыре, пять.
3 часть. Работа в рабочей тетради.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Аквариум» и задаё т вопросы: «Сколько всего рыбок плавает в аквариуме? Чем отличаются рыбки? Сколько рыбок плывёт направо? Сколько рыбок плывёт налево?»
Затем даё т задание: красным карандашом закрасить хвосты рыбкам, плывущим налево, синим карандашом рыбкам, плывущим направо.
Занятие 5
Программное содержание
• Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5.
• Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.
• Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 шарфа оного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одноного цвета одинаковой длины и разной ширины.
Раздаточный материал. Карточки с пуговицами в мешочках (на карточках по 1-5 пуговиц, наборы карточек с кругами (на карточках по 1-5 кругов); сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры (по 4-5 шт. для каждого ребёнка).
Методические указания
1 часть. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
На земле живут сестрички.
У сестричек – по косичке.
Четвёртая косичка –
Белоснежная сестричка.
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт
И потом земле усталой
Колыбельную споёт.
(Зима)
Воспитатель просит детей назвать предметы зимней одежды. Он располагает на фланелеграфе 3 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины и спрашивает: «Чем похожи шарфики?» (Цветом и длиной.)
Вызванному ребёнку он предлагает наложить шарфики друг на друга и сравнить их по длине: «Что можно сказать о длине шарфиков?»
Затем воспитатель обращает внимание на ширину шарфиков: «Чем отличаются шарфики?» (Шириной.) Просит ребёнка найти самый широкий шарфик путём сравнения его с другими шарфиками способами наложения или приложения. Выбранный шарфик ребёнок располагает на фланелеграфе горизонтально. Среди оставшихся шарфиков воспитатель вместе с ребёнком опять находит самый широкий и помещает его рядом с первым. Ребёнок заканчивает ряд самым узким шарфиком и рассказывает о ширине шарфиков, используя слова: широкий, уже, самый узкий.
2 часть. Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам».
Воспитатель показывает детям прямоугольники, выясняет, чем они похожи (одинаковые по цвету и длине) и чем отличаются (разные по ширине). Затем предлагает расположить их лесенкой: начиная с самого узкого и заканчивая самым широким (слева направо). Воспитатель уточняет ширину каждой ступеньки, прослеживая её пальцем снизу вверх и последовательно называя ступеньки: «Узкая, шире, самая широкая».
3 часть. Игровое упражнение «Покажи столько же».
У каждого ребёнка набор карточек с разным количеством кругов и мешочков, в котором лежат пуговицы карточка с определённым количеством пуговиц.
Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов: «Сколько кругов на карточке? Почему ты показал карточку с таким же количеством кругов?»
Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов.
Упражнение повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети обмениваются мешочками с карточками.
4 часть. Игровое упражнение «Наш день».
У каждого ребёнка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры. Воспитатель задаёт детям вопросы и предлагает показать соответствующие картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?»
Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра).