Лена Маковей
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главная задача педагога, на мой взгляд, это очень доступно, увлекательно подать ребенку информацию о математике, чтобы ребенку было интересно. Так же помогать преодолевать трудности, чтобы ребенок испытывал радость и удовлетворение от этого.
Приобщение к математике, через игровую форму, с использованием устного народного творчества, музыки, персонажей, поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, поэтому занятия не должны быть скучными.
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, поэтому хорошо бы использовать подвижные игры, задания с передвижением, разрешалась ходьба между столов.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать наглядный материал, раздаточный, иллюстрации, дидактический, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Больше времени уделять детям не освоившим материал, чаще спрашивать, более доступно объяснять, предлагать родителям домашние задания.
Воспитатель, я считаю, должен особенно внимательно следить за своей речью. Она должна быть проста доступна, ни каких сложных терминов, четкая, правильная.
Чаще использовать игры на математическое развитие. В процессе игры, обращать внимание на те моменты, которые плохо осваивались на занятии.
На прогулке, считать деревья, камушки, цветы.
Искать предметы разных геометрических форм.
Я например, использую такой способ: при возвращении детей с прогулки, мы входим и каждый ребенок себя считает «первый, второй, третий…»
И дети посчитаны и они повторяют порядковый счет.
Воспитатель должен грамотно задавать вопрос и получать развернутый ответ ребенка.
Для ориентировки в пространстве, с детьми тоже можно проводить различные игры.
Ребенок должен выполнять задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь; сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Никита и т. д.
Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида; впереди Ани окно, над головой Ани лампа.
На каждом занятии по математике нужно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаюсь с вопросами:
— Какое сейчас время года?
— Какой сегодня день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра?
— Какое время суток последует за вечером? И так далее.
Когда дети усвоят название и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи: «Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будет праздник?»; «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой»; «Какой день недели стоит перед вторником, а какой после вторника?»
Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические.
Проводя математические соревнование дети получают радость, проявляют интерес к математике и желание ею заниматься.
С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения:
закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;
учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях;
развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;
формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;
активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для детей.
Заставить детей сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Для этого всегда на помощь приходит- игра!
К счастью, цифры с удовольствием вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается математического счета, где без наглядности не обойтись.
Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – ТВОРЧЕСТВО!