Получи документы

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры

Анастасия Мозгина
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры.

Разработала:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №35 «Щелкунчик»

Мозгина Анастасия Викторовна

г. Рубцовск, 2017 год

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры» размещена в разделах

В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. Основными целями развития математических представлений у детей раннего возраста являются : - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.). Реализуя содержание программы развития математических представлений у детей раннего возраста осуществляется решение следующих задач:

-привлечение внимания детей к качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;

–освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путём, путём сравнения;

-овладение дочисловой оценкой количественных групп предметов;

-развитие самостоятельности в воспроизводящей, творческой деятельности, детской инициативности. При составлении программы формирования элементарных математических представлений необходимо руководствоваться основными педагогическими принципами: -последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала;

-использование игровых приёмов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий; -учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности. Организация образовательного пространства предусматривает доступность разнообразного материала и оборудования, целенаправленность, систематичность, насыщенность, гибкость, полифункциональность.

«Один – много»

Цель: Учить находить разное количество предметов : один или много.

Оборудование: карточки с изображением предметов : один предмет и много предметов.

Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много.

«Узнай по форме»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предметы разной формы.

Ход игры:

1. Картинки делятся на две части: геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор: «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы». Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

2. Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Чего больше - чего меньше»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов.

Ход игры : Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.

«Что изменилось»

Цель: Развивать умение находить различия на картинках, составленных из геометрических фигур. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать память, наблюдательность.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.

Ход игры : Предлагается рассмотреть похожие картинки и найти, что изменилось в изображении на второй картинке. Ребенок находит изменения частей изображения, называя цвет, форму или размер геометрической фигуры.

Вариант игры : строится изображение из геометрических фигур. Выбирается водящий, который выходит или отворачивается. Меняется деталь изображения на другую по форме, цвету или размеру. Ребенок должен сказать, что изменилось.

«Угадай, что это?»

Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Оборудование: Домики с вырезанными окошками, геометрические фигуры по форме окошек.

Ход игры : Педагог раздает домики детям, предлагает движением руки обвести контуры окошка, найти геометрическую фигуру и закрыть окошко. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат домики с окошками разной формы, и такие же фигуры. Разложите все фигуры на окошки так, чтобы они спрятались».

«Из каких фигур состоит предмет»

Цель: Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование. Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.

1Вариант:

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого они цвета.

2Вариант:

Детям предлагается выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем – рядом с картинкой, а затем – по памяти. Педагог спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?».

3Вариант:

Детям показывается карточка и предлагается запомнить, какие фигуры использованы в изображении.

«Что где находится»

Цель: Познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.

Оборудование: картинки сюжетные, картинки предметные из сюжета картинок.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке.

«Положи куда скажу»

Цель: Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе.

Оборудование. Карточки, разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки.

Ход игры. Раздаются детям карточки - «полки» и картинки.

Педагог предлагает положить на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.

Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки».

Воспитатель: Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?

Побуждают детей отвечать полным предложением.

Когда это бывает (части суток)

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток : кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

«Что длиннее, выше, толще»

Цель: Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные или капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла, картинки с предметами, различными по величине.

Ход игры. В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. В. обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Сравнивают предметы по величине на картинках.

Разложи по порядку пределах 3)

Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.

Материал. 2 комплекта трехместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков. Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.

Ход игры. Все матрешки выставляются в ряд. Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я – Даша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) трех вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Предлагает построить их по росту.

«Скажи наоборот»

Цель. Учить детей называть предметы, противоположного качества по размеру и количеству.

Воспитатель показывает картинку и говорит: «Это высокий дом, а наоборот как сказать?» Ребенок находит картинку и говорит: «А этот дом низкий» и т. д.

Игра «Подбери такие же»

Дидактическая задача. Учить выделять общий признак предмета.

Игровая задача. Отобрать кубики для зверей.

Игровые правила. Раскладывать кубики в корзины в соответствии с ее цветом.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку, на которой изображены играющие в лесу зверята. У зверят кубики разных цветов. Мамы зовут зверят обедать, и те уходят, оставив кубики в корзине. Потом звери возвращаются и хотят разобраться, где чьи кубики. Медвежонок Миша хочет взять себе кубики красного цвета, лисичка —желтого, ежик —зеленого. Воспитатель предлагает детям помочь зверятам.

На стол ставят корзины — вырезанные из картона большие круги желтого (для лисички, зеленого (для ежика) и красного (для медвежонка) цветов, в которые поочередно дети складывают маленькие квадратики («кубики») соответствующих цветов. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Воспитатель хвалит детей.

Игра «Длинный —короткий»

Дидактическая задача. Учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга.

Игровая задача. Нарядить кукол.

Игровые правила. Подобрать такой бантик, который может легко завязываться.

Ход игры : Воспитатель приносит двух кукол и мишку. Мишка зовет кукол на праздник, но они никак не могут выбрать себе бантики для платьев. Кукла Ляля хочет надеть розовый бантик. Кукла Надя хочет надеть голубой бантик. Воспитатель предлагает детям помочь мишке нарядить кукол на праздник. Дети видят, что бантик у Ляли плохо завязывается — его ленточка короче, чем ленточка у бантика Нади. Дети выясняют это путем наложения (или приложения). Они ищут другой, такой же красивый бантик для куклы Ляли. Путем наложения (или приложения) дети находят новый бантик, который удобно завязывать; этот бантик такой же длины, как и бантик у Нади. Дети завязывают бантики куклам. Куклы и мишка благодарят детей.

Игра «Утро вечера мудренее»

Дидактическая задача. Формировать понятие времени, представление о частях суток.

Игровая задача. Вовремя разбудить ежика.

Игровые правила. Рассказывая о частях суток, показывать соответствующую картинку.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены эпизоды истории про ежика Топа.

Воспитатель. Пришло утро, встало солнышко и осветило комнату ежика Топа, но ежик еще спал. Солнышко стало будить ежика, но он не просыпался. Все ежики уже давно вышли из своих домиков, но ежик Топ все спал. Ежики сделали зарядку, позавтракали, а ежик Топ все еще спал. Солнышко встало высоко на небе, и на улице началась такая жара, что все ежики ушли в дом и стали плавать в бассейне, а ежик Топ все спал.

Наступил вечер, все ежики поужинали, умылись и легли в кроватки спать. Тут ежик Топ проснулся, стал зевать и смотреть по сторонам: «Что, уже утро?» Ежик вышел на улицу, но кругом было так темно, что ничего не было видно. «Почему так темно?» — подумал ежик Топ. Но ему никто не ответил —все спали. Так ежик проспал весь светлый день и не увидел его.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, сколько ежик спал, и чего он не увидел: он проспал утро, день, вечер и проснулся только ночью. Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать: утром—делать зарядку, умываться, завтракать; днем —играть, купаться в бассейне; вечером — гулять; ночью —спать.

Утром выйдем мы гулять,

Полежать на травке,

Станем дружно приседать,

Прыгать на зарядке.

А потом придем домой,

Будем умываться,

И холодною водой

В душе обливаться.

После завтрака идем

На лужайку бегать,

Будем мы играть с мячом,

И скакать, и прыгать.

Днем бежим мы на обед,

И мячи уносим,

Суп съедим и винегрет

И добавки спросим.

Днем ложимся отдыхать,

Быстро засыпаем,

А потом идем гулять,

В салочки играем.

Только вечер подойдет,

Солнышко заходит,

Мама нас домой зовет —

Вот и день проходит.

Ночью спит вся детвора,

В маленьких кроватках,

И до самого утра

Спит спокойно, сладко.

Можно разыграть с детьми содержание этого стихотворения. Затем дети и воспитатель советуют ежику успевать за день и гулять, и играть, и трудиться. Ежик обещает ложиться спать вовремя, чтобы на следующее утро, выспавшись, встать на зарядку.

Игра «Грибок, полезай в кузовок!»

Дидактическая задача. Учить детей пользоваться способами сравнения количества предметов.

Игровая задача. Собрать грибы в кузовки.

Игровые правила. Начинать класть грибки по одному в кузовок только после сигнала воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей в лес за грибами. В лесу детям встречается косолапый мишка. Он тоже собирает грибы. В лесу растут грибы с красными и с белыми шляпками. Мишка любит грибы с белыми шляпками, а грибы с красными шляпками он предлагает собирать ребятам. Дети должны помочь мишке отобрать грибки в корзину.

Педагог дает каждому ребенку карточку, на которой изображены две полоски с нарисованными на них квадратами - «кузовками». Дети «кладут» (прикладывают) в нарисованный квадрат («кузовок») грибок и приклеивают его к полоске: с красными шляпками для себя (сверху над полоской — лицо ребенка, с белыми шляпками —для мишки (над полоской —мордочка медведя).

Затем дети сравнивают количество грибов путем соотнесения их на двух полосках в кузовках-квадратах: у кого больше грибов, у ребенка или у мишки. Выигрывает тот, кто не ошибается и правильно определяет, где грибов больше и где меньше.

Формирование элементарных математических представлений и пальчиковая гимнастика.

Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (Обхватить правой ладонью левую)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (Соединить пальчики обеих рук)

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. (Загибаем пальчики под счет)

ЗАМОК

На дверях висит замок. (Пальцы в замочек, слегка покачивая)

Кто его открыть бы смог? («Замочком» вперед- назад)

Повертели, покрутили, («замочком» вправо — влево)

Постучали и открыли. (стучим ладошками и развели руки в стороны)

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

(Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

(Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам «Чебурашка»)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

(Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

(Поглаживание коленок, потопать ногами)

С добрым утром, солнце! Я – проснулся!

(Поднять руки вверх, посмотреть вверх)

СКАЗКИ

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками)

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка».

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят»

(Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца)

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец).

Используемая литература: Колесникова Е. В. Математика для детей 3—4 лет : Методическое пособие к рабочей тетради. — М. : ТЦ Сфера, 2005.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения. Содержание: Введение.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад "Ласточка" Экизян Гаянэ.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ. Что подразумевается под понятием ФЭМП?.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру» Игра- это открытое светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра-это.

Презентация «Формирование экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность.

Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Высшая форма чистого мышления заключается в математике» Платон. «Система работы: развитие элементарных математических представлений у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры
Опубликовано: 20 июня 2018 в 16:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мозгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД