МААМ-картинки

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ

Юлия Пусева
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ.

Что подразумевается под понятием ФЭМП? Это распознавание величины предметов, сравнение этих величин, овладение счетом, развитие представлений о пространственных отношениях, знакомство с геометрическими фигурами, развитие представлений о времени, измерение мер длины и веса предметов.

ФГОС выдвигает требования к ФЭМП:

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, Технология ТРИЗ» размещена в разделах

1. Обеспечение системности в процессе формирования ФЭМП

2. Повышение качества усвоения математических представлений детьми

3. Формирование базовых математических понятий

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка, развитие познавательных процессов.

Существует множество технологий для развития математических способностей дошкольников. Педагогическая технология – система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение положительного результата за счет динамики развития ребенка. К ним относятся: ИТК, проблемно-игровые технологии, эвристическая технология и др.

Технология ТРИЗ - это технология решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ – развитие системного мышления с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить, развивает умение радоваться достижениям других, стремление найти выход из затруднительного положения. Авторы ТРИЗ предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. Для этого необходимо:

1. организовать проведение деятельности детей так, чтобы она естественно вписывалась в их жизнь;

2. иметь специальную игрушку-героя занятия, которая помогает взрослому и детям в процессе;

3. в конце деятельности подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (чем дети занимались, что понравилось в процессе деятельности, что осталось непонятным, что узнали нового). Итоги подводят в разных формах : игры-интервью, копилка новостей, обсуждение планов на будущее, продуктивная деятельность, обсуждение полученных работ.

Существует множество методов и приемов ТРИЗ. Рассмотрим некоторые из них.

1. Метод мозгового штурма. Здесь ставится изобретательная задача и находится способы ее решения. Детям необходимо дать как можно больше ответов на задачу, ответы должны быть быстрыми, ответы принимаются как верные, так и не верные. Дальше общими силами выясняется, что положительного может быть в предложенных идеях, какая идея лучше (Как не промокнуть под дождем? Как не пустить медведя в теремок).

2. Метод фокальных объектов (случайное объединение двух не связанных между собой объекта окружающего мира). Развивается детское воображение, фантазия, дети учатся управлять мышлением. Детям задается один объект, объекту применяются свойства других непохожих предметов, необходимо дать применение или назначение этому объекту (мячик и пианино – поющий мячик, стул и обруч – кабина шофера).

3. Метод Робинзона, или метод обнаружения скрытых свойств объектов. Этот метод формирует умение находить применение ненужному объекту. Представим, Робинзон попал на необитаемый остров, у него остались кое-какие вещи. Эти вещи нужно применить необычным способом для удовлетворения своих потребностей в еде, питье, безопасности (шляпа-тара для воды, карандаш-копье).

4. Метод «Пинг-понг» направлен на актуализацию знаний, способствует накоплению информации о признаках объектов. Применяется игра «Скажи наоборот» : высоко-низко, далеко-близко, холодный-горячий, мокрый-сухой, добрый-злой. Усложнение: Что бывает всегда только маленьким? Муравей, песчинка, блоха. Что бывает всегда только большим? Великан, подъемный кран. Что бывает сначала маленьким, а потом большим? Дерево, человек. Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Воздушный шар, кусок мыла.

5. Метод системного анализа. Любой объект можно рассмотреть как единое целое, можно мысленно поделить его на части, каждую часть еще на части. Все системы сталкиваются и влияют друг на друга. Метод формирует умение анализировать, описывать систему связей.

Предлагаю игру «Теремок» для закрепления названий геометрических фигур с использованием блоков Дьеныша. Игра формирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Перед началом игры участникам предлагается вспомнить сюжет сказки «Теремок» и предлагается обыграть эту сказку в измененном виде. Выбирается хозяин домика считалочкой. Хозяин сидит в домике. Героям раздаются блоки. Они подходят по очереди к домику и просятся в теремок, хозяин домика просит героев сравнить их с собой, описывая свойства выбранных геометрических фигур и потом впускает их (Х-хозяин домика, Р - ребенок) :

: - Тук-тук, кто в теремочке живет?

Х: - Я - большой, красный треугольник! А ты кто?

: - Я – большой красный круг. Пусти меня к себе жить?

Х: - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож!

: - Я тоже красный и большой!

Х: - Входи!

Дальше можно найти различия между хозяином и героем, найти и сходство и различия.

Гости сравнивают объекты, Выявляют признаки сходства и различия и входят в теремок. Сам теремок может быть домиком, стулом, массажным ковриком.

Таким образом, используя в своей работе технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями принимать самостоятельные решения, успешно справляется с творческими задачами, успешно адаптируется к школе, у него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение, он умеет и хочет учиться.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад "Ласточка" Экизян Гаянэ.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Формирование элементарных математических представлений в группе раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений в группе раннего возраста .

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста Ход деятельности В:Здравствуйте, ребята, вас пригласили в гости герои одной сказки. А, вот, какой отгадайте сами. Возле леса, на опушке,.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру» Игра- это открытое светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра-это.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений «Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 13:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Пусева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД