Юлия Пусева
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Технология ТРИЗ.
Что подразумевается под понятием ФЭМП? Это распознавание величины предметов, сравнение этих величин, овладение счетом, развитие представлений о пространственных отношениях, знакомство с геометрическими фигурами, развитие представлений о времени, измерение мер длины и веса предметов.
ФГОС выдвигает требования к ФЭМП:
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, Технология ТРИЗ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Обеспечение системности в процессе формирования ФЭМП
2. Повышение качества усвоения математических представлений детьми
3. Формирование базовых математических понятий
4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка, развитие познавательных процессов.
Существует множество технологий для развития математических способностей дошкольников. Педагогическая технология – система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение положительного результата за счет динамики развития ребенка. К ним относятся: ИТК, проблемно-игровые технологии, эвристическая технология и др.
Технология ТРИЗ - это технология решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ – развитие системного мышления с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить, развивает умение радоваться достижениям других, стремление найти выход из затруднительного положения. Авторы ТРИЗ предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. Для этого необходимо:
1. организовать проведение деятельности детей так, чтобы она естественно вписывалась в их жизнь;
2. иметь специальную игрушку-героя занятия, которая помогает взрослому и детям в процессе;
3. в конце деятельности подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (чем дети занимались, что понравилось в процессе деятельности, что осталось непонятным, что узнали нового). Итоги подводят в разных формах : игры-интервью, копилка новостей, обсуждение планов на будущее, продуктивная деятельность, обсуждение полученных работ.
Существует множество методов и приемов ТРИЗ. Рассмотрим некоторые из них.
1. Метод мозгового штурма. Здесь ставится изобретательная задача и находится способы ее решения. Детям необходимо дать как можно больше ответов на задачу, ответы должны быть быстрыми, ответы принимаются как верные, так и не верные. Дальше общими силами выясняется, что положительного может быть в предложенных идеях, какая идея лучше (Как не промокнуть под дождем? Как не пустить медведя в теремок).
2. Метод фокальных объектов (случайное объединение двух не связанных между собой объекта окружающего мира). Развивается детское воображение, фантазия, дети учатся управлять мышлением. Детям задается один объект, объекту применяются свойства других непохожих предметов, необходимо дать применение или назначение этому объекту (мячик и пианино – поющий мячик, стул и обруч – кабина шофера).
3. Метод Робинзона, или метод обнаружения скрытых свойств объектов. Этот метод формирует умение находить применение ненужному объекту. Представим, Робинзон попал на необитаемый остров, у него остались кое-какие вещи. Эти вещи нужно применить необычным способом для удовлетворения своих потребностей в еде, питье, безопасности (шляпа-тара для воды, карандаш-копье).
4. Метод «Пинг-понг» направлен на актуализацию знаний, способствует накоплению информации о признаках объектов. Применяется игра «Скажи наоборот» : высоко-низко, далеко-близко, холодный-горячий, мокрый-сухой, добрый-злой. Усложнение: Что бывает всегда только маленьким? Муравей, песчинка, блоха. Что бывает всегда только большим? Великан, подъемный кран. Что бывает сначала маленьким, а потом большим? Дерево, человек. Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Воздушный шар, кусок мыла.
5. Метод системного анализа. Любой объект можно рассмотреть как единое целое, можно мысленно поделить его на части, каждую часть еще на части. Все системы сталкиваются и влияют друг на друга. Метод формирует умение анализировать, описывать систему связей.
Предлагаю игру «Теремок» для закрепления названий геометрических фигур с использованием блоков Дьеныша. Игра формирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Перед началом игры участникам предлагается вспомнить сюжет сказки «Теремок» и предлагается обыграть эту сказку в измененном виде. Выбирается хозяин домика считалочкой. Хозяин сидит в домике. Героям раздаются блоки. Они подходят по очереди к домику и просятся в теремок, хозяин домика просит героев сравнить их с собой, описывая свойства выбранных геометрических фигур и потом впускает их (Х-хозяин домика, Р - ребенок) :
1Р: - Тук-тук, кто в теремочке живет?
Х: - Я - большой, красный треугольник! А ты кто?
1Р: - Я – большой красный круг. Пусти меня к себе жить?
Х: - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож!
1Р: - Я тоже красный и большой!
Х: - Входи!
Дальше можно найти различия между хозяином и героем, найти и сходство и различия.
Гости сравнивают объекты, Выявляют признаки сходства и различия и входят в теремок. Сам теремок может быть домиком, стулом, массажным ковриком.
Таким образом, используя в своей работе технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями принимать самостоятельные решения, успешно справляется с творческими задачами, успешно адаптируется к школе, у него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение, он умеет и хочет учиться.