Ирина Анатольевна Рябчикова
Конспект НОД по ФЭМП у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
И. Песталоцци
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Аннотация: в статье рассмотрена одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – проблема формования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, показано ее значение при формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, математические развитие, цели и задачи ФЭМП.
На современном этапе развития образования, одним из ведущих принципов дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП, по определению А. В. Белошистой, – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики [1, с. 14].
Результатом процесса ФЭМП является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [1, с. 16].
Хотелось бы отметить, что данная область знания развивается не первое столетие. Так, в V – вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве рассматривались в работах великих педагогов – Л. С. Выготским, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстым и др., в начале ХХ в. этими вопросами занимались Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр и др. Начиная со второй половины 1950-х г. г. вопросы формирования математических представлений детей дошкольного возраста рассматривались Р. Л. Березиной, В. В. Давыдовы, В. В. Даниловым, А. М. Леушиным, З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, Т. В. Тарунтаевой и другими [4]. Опираясь на труды Т. В. Тарантуевой, начальная математическая подготовка детей дошкольного возраста предусматривала обучение счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными, проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений. Т. В. Тарунтаева отмечает, что в понятие «формирование математических представлений» входит такой объем материала, который значительно выходит за рамки развития у детей дошкольного возраста исключительно счетных навыков и умений, представляя собой, по сути, полноценную программу начального математического развития. Такая программа, по мнению педагога, должна обеспечить глубокое понимание детьми количественных и других отношений, а также заложить базу дальнейшего развития математического мышления у детей [7, с. 12].
По мнении, Л. С. Выготского, «наилучший возраст для обучения арифметике колеблется приблизительно между 6 и 8 годами» [3, с. 336]. К. Д. Ушинский, в своих трудах, большое внимание удел вопросу развитии умственной деятельности. По его мнению: «Если рассудок есть особенная, прирожденная человеку способность, то она может одинаково работать, к чему бы ни была приложена, и развитие рассудка возможно одинаково на всяком предмете, который только упражняет его силу» [9, с. 360]. Т. Д. Рихтерман, считал, что необходимо большое внимание уделять формированию у детей дошкольного возраста понятие время, как составляющей математических представлений. Он писал так: «Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени…. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни» [6, с. 3]. Проблемой развития памяти занимался и И. Г. Песталоцци: «Память, удерживающая ряды чисел, приковывает ум к их внутренним отношениям» [5, с. 72]. Этой же проблемой и условия успешного функционирования памяти занималась Г. А. Урунтаева, она пришла к следующим выводам: «Эффективность произвольной образной памяти напрямую зависит от степени трудности запоминания и воспроизведения признаков предмета, нарастающей в следующем порядке: цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей» [8, с. 6]. По ее мнению, умственное развитие является основополагающим направлением в формировании психики детей дошкольного возраста [8].
На сегодняшний день в образовании используется накопленный опыт педагогической науки, учитываются современные условия развития математического мышления ребенка и новые разработки современной педагогической науки в области математики. Развитие умения познавать предметы и явления, выделять свойства, выявлять зависимости и закономерности, сравнивать предметы по свойству – всё это позволяет формировать логические структуры мышления, которые являются фундаментом общего умственного и математического развития.
Термин «математика», как предмет изучения, отсутствует во ФГОС ДО. Задача формирования математических представлений является «проникающей» и имеет содержательные соответствия в различных образовательных областях, таких, например, как познавательное развитие.
В соответствии с ФГОС ДО, формирование элементарных математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [10с, ст. 2.6]. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, становится «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [10, ст. 1.4, п. 7].
Важнейшим итогом, по мнению А. В. Белошистой, предшкольной математической подготовки ребенка является не только накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания[1]. Данная мысль соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором ребенок должен обрести предпосылки учебной деятельности. Только после усвоения ребенком элементарных математических представлений его легче подготовить к усвоению более сложных математических задач на следующих ступенях развития.
Целью ФЭМП у детей дошкольного возраста являются : всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного развития детей[1, с. 24].
При ФЭМП у детей дошкольного возраста ставятся следующие задачи:
• формирование у детей системы элементарных математических представлений;
• развитие элементарных основ математического мышления;
• развитие у детей сенсорных процессов и способностей;
• расширение, обогащение словаря и совершенствование связанной речи[2].
При выполнении работы по ФЭМП необходимо соблюдать следующие принципы: сознательности и активности, деятельностного подхода, научности и доступности, прочности, последовательности и систематичности, связи с жизнью, также соблюдаются принципы индивидуального и дифференцированного подходов и др. [2].
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя ряд разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Такое построение программы по формированию элементарных математических представлений остается постоянным во всех группах.
1. «Количество и счет», предполагает развитие представлений детей о числе, счете, множестве, об арифметических действиях, а также предполагает решение детьми элементарных текстовых задач.
2. «Величина» ориентирован на развитие представлений детей о величинах, о способах их сравнении и измерения (толщине, площади, длине, ширине, высоте, объеме, массе, времени).
3. «Форма» отражает развитие представлений детей о форме предметов, геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах, а также существующих отношениях.
4. «Ориентировка во времени» содержит программный материал, направленный на развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года, а также предполагает развитие у детей «чувства времени».
5. «Ориентировка в пространстве» предполагает, что дети учатся ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, а учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т. ч. на листе бумаги и в движении[2].
На сегодняшний день, наблюдается наличие большого количества общеобразовательных программ дошкольного образования, но каждая из них придерживается одного программного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. программа второй младшей группы ориентирована на дочисловой период – на этом этапе дети учатся сравнивать предметы, знакомятся с их формой, учатся различать пространственные направления, а также ориентироваться во времени на элементарном уровне. В средней группе программа усложняется и наполняется новым содержанием, вводится счет при помощи числительных, изучают величину, форму предметов, учатся ориентироваться в пространстве и во времени. В старшей группе продолжается работа по обучению детей счету, закрепляются приобретенные умения и навыки, дети учатся сравнивать, измерять при помощи условной мерки (вводится деление предмета на равные части, развитие глазомера). Проводится работа по развитию представлений о геометрических фигурах, развитию умений ориентировки в пространстве и во времени. В подготовительной группе материал усложняется: предусматривается обязательное усвоение детьми материала, изучаемого в предыдущих группах, приобретенные знания, умения и навыки детей расширяются и углубляются. Это касается навыков счета, в т. ч. порядкового, вводится количественный состав числа из отдельных единиц и т. п., обратный счет, дети учатся составлять и решать простые арифметические задачи.
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось отметить, что ФЭМП представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников / А. В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256 с.
2. Веракса Н. Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильев. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под. Ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
4. Габова, М. А. Средства математического развития ребенка: история и современность / М. А. Габова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 18-27.
5. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: Т. 2. / под. Ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – М. : Педагогика, 1981. – 416 с.
6. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т. Д. Рихтерман - 2-е изд. – М. :Просвещение, 1991. – 47с.
7. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 2010. 64 с.
8. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю. А. Учимся запоминать/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Мурманск : Научно-методический центр системы образования, 1993.– 93 с.
9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. : Т. 1. / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред, [и др. ] – М. : «Педагогика», 1974. – 584с., Т. 2 – С. 360.
10. ФГОС дошкольного образования// URL : https://www.rg.ru.