Марина Николаевна Орлова
Формирование элементарных математических представлений посредством игр с песком в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) дошкольников является той областью, в которой возможно сформировать у дошкольников определенную элементарную сумму знаний об окружающем мире, умений и навыков, а также обеспечить высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, развитие интеллектуально-творческих умений и способностей. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации педагогической деятельности.
Темочки:
- Игры с песком
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
Одним из ведущих видов образовательной деятельности в дошкольном воспитании является игра. Существует множество различных форм игровой деятельности. В частности, мы в своей практике используем игры с песком. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Кроме того игры с песком усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, способствуют развитию тактильной чувствительности, моторики, развивают мышление, память и речь, что дает возможность интегрировать игры с песком в различные области образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Исходя из этого, мы решили использовать игры с песком для ФЭМП у дошкольников старшего возраста.
На первом этапе воспитателями нашего детского сада был разработан перспективный план по ФЭМП с использованием игр и игровых упражнений с песком у детей старшей группы.
На втором этапе мы пополнили предметно-развивающую среду по ФЭМП :
-воспитателями составлена картотека дидактических игр с песком по ФЭМП для детей старшего возраста, подготовлен литературный материал (стихотворения, считалочки, загадки, схемы для рисования на песке, созданы интерактивные игры по ФЭМП;
-родителями воспитанников изготовлены мини-песочница и световой стол для рисования песком;
-воспитателями приобретены ёмкости, подносы, пластиковые трубочки, ведра, совочки, грабельки;
-собран природный материал (камешки разного цвета и величины, каштаны, горох, шишки, жёлуди, ракушки, бросовый материал (пробки, пуговицы);
-из экологических материалов изготовлены цифры, буквы, геометрические фигуры.
На третьем этапе, мы приступили к внедрению игр с песком в непосредственно образовательную, самостоятельную и индивидуальную деятельности на закрепление пройденного и нового материала по ФЭМП.
С учётом направлений ФЭМП мы разделили игры и игровые упражнения с песком на пять групп : количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и пространстве.
При знакомстве с числами и цифрами детям предлагалось посчитать предметы и игрушки; найти нужное количество предметов в песке и соотнести их с цифрой; сравнить количество предметов и обозначить каждую группу соответствующей цифрой; выложить в мини-песочницу столько игрушек, сколько слышали звуков или на одну больше (и наоборот); нарисовать пальчиком на песке цифры и выложить их по контуру мелким природным материалом и др.
При закреплении или знакомстве с материалом о геометрических фигурах мы использовали такие игры, как «Геометрическая мозаика» (дети выкладывали геометрический узор из природного материала, проговаривали название фигуры, количество углов и сторон); «Художники» (дети дорисовывали на песке незаконченные геометрические фигуры, а также создавали из них дорожку по образцу, по памяти и словесным указаниям) и др. С помощью светового стола дети разыгрывали на песке геометрические сказки: «Купец-круг», «Принц-квадрат», «Теремок».
Для закрепления понятия о величине мы использовали игры: «Накорми мышек», в которой дети искали в песке тыквенные семечки и семена-горошины, раскладывали их «в норки» по форме и величине; «Пекарь», в которой необходимо было испечь куличи разной величины (высокий-низкий, узкий-широкий); «В гости к бабушке Красной шапочки», где дети определяли длинную (короткую) дорожку в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки и др.
Для знакомства со временем мы использовали песочные часы, например, за отведенное время детям предлагалось найти в мини-песочнице цифры и назвать их, выложить дорожку из счетных палочек, выложить числовой ряд на песке в прямой или обратной последовательности. Провели эксперимент с солнечными часами: в центр мини-песочницы ставили палочку-штифт, а по кругу расположили крышечки с цифрами, тени от палочки-штифта падали на цифры в зависимости от расположения источника света.
Для развития пространственной ориентировки мы использовали различные игры, например «Помоги посадить овощи», «В какой квартире живет игрушка?», где дети воспринимали задания на слух от своих товарищей и определяли положение предмета по отношению к другому.
Кроме этого были созданы интерактивные игры по ФЭМП «Путешествие по пустыне», «Пройди лабиринт», «Найди сокровища». Для создания игр мы использовали Microsoft PowerPoint, полученное изображение с помощью проектора переносили на световой стол с песком. Интерактивные игры вызвали большой интерес у детей и помогли разнообразить игровую деятельность. Данные игры знакомят детей с формой геометрических фигур, учат сравнивать и анализировать фигуры; учат ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, отсчитывая определенное количество шагов.
Работа по ФЭМП проходит успешно, когда с детьми работают не только воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказывали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку-передвижку с информационным материалом по данной теме и раздали буклеты.
По нашим наблюдениям использование игр с песком в ФЭМП дают положительные результаты: у детей повышается концентрация внимания, мотивация к математической деятельности, развивается речь, логическое мышление, снижается уровень нервно-психического напряжения и улучшается эмоциональное состояние. Игры с песком позволяют в ненавязчивой форме закреплять с ребенком представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; формировать навыки счета, вычислений, измерений, конструирования и моделирования. И что немало важно игры помогают наладить контакт между взрослым и ребенком.