Любовь Савельева
Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста знакомы со словом "деньги", они слышат его от взрослых, по телевизору и из других источников. Внешний вид денег детям так же знаком, родители часто берут их в магазин, а ближе к школе дети самостоятельно могут сходить в магазин за мелкими покупками. Так же взрослые разрешают забрать сдачу ребёнку, говорят о том, что можно положить в копилку, и накопить на что - то более дорогое по стоимости.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Некоторые дети знают не только денежные знаки России и но и других стран (тенге, доллар, евро). Как правило, это связано с путешествием детей с родителями, сообщениями по ТВ о котировках валют и из разговоров со взрослыми.
Таки образом, к 6-7 годам у детей уже сформированы определённые знания о деньгах, которые нужно систематизировать и обобщить, помочь им усвоить элементарные арифметические действия с деньгами.
Так же необходимо научит детей правильно обращаться с деньгами, т. к. переход на ступень школьного образования неизбежно приведёт к более большему числу операций с деньгами : покупка еды в столовой, оплата проезда и т. п.
Знакомство детей дошкольного возраста с деньгами происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Рассмотрим примерные образовательные программы по формированию элементарных математических представлений в части формирования основ финансовой грамотности. Приведем в качестве примера соответствующие выдержки из некоторых программ дошкольного образования.
«Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет)».
«Для расширения представлений об … объектах окружающего мира педагог … знакомит с деньгами…».
«Содействовать …овладению знаниями … о монетах…».
«Формирование на основе знания о числах и цифрах необходимых представлений и навыков, способных помочь ребенку в позитивной социализации: … деньги, покупки в магазине;…».
«По мере взросления ребенок учится применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни, понимает, как можно … посчитать деньги …», «ребенок учится … пониманию смысла числа как символического выражения … денежной суммы; процессу измерения и сравнения … денежных сумм.»
Решение данных программных задач является предподготовка детей к решению более сложных задач финансового характера, таких как купля- продажа и др., где возникают понятия цена, стоимость, количество. Задачи расчётного характера по деньгам и финансам есть также и в курсе средней и старшей школы, а так же в ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Именно по этому, основы финансовой грамотности должны изучать я уже в дошкольной образовательной организации, как одной из ступеней образования.
Изучение пособия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, обучающихся по программе «От рождения до школы» показало, что на семи занятиях (четыре в декабре, по одному в январе, феврале и марте) детей знакомят с монетами и арифметическим операциям над ними. Рассмотрим более подробно систему работы. Из восьми занятий в декабре первые четыре касаются вопроса изучения денег.
В силу того, что ведущей деятельностью детей является - игровая, то в образовательных программах мы находим следующее. «Учить детей пользоваться математическими представлениями для структурирования социальных ситуаций, используя в речи понятия: «делить», «меняться»; «Сколько хочешь взять себе и отдать: больше, меньше, поровну, одинаково?»; опирается на эти понятия в играх с деньгами, например в магазин и др. …». Для осуществления игровой деятельности не только во время занятий, но и в свободной деятельности детей необходимо разместить в математическом уголке принадлежности для сюжетно-ролевой игры «Магазин» : кассовый аппарат, ценники, предметы (или их изображение на карточках) для купли-продажи, наборы моделей денег. При этом считаем важным учитывать современные цены и обращать внимание на соответствие между предметом и его стоимостью. При неверном формировании представлений о действительной стоимости товара могут возникнуть конфликтные ситуации между родителями и детьми при просьбе детей совершить покупку и отказе родителей с мотивацией дороговизны и отсутствия нужной суммы денег. В настоящее время учет соответствия товара и его стоимости может вызвать затруднения в связи с высокими ценами и программными задачами, рассмотрим их. Программа «От рождения до школы» : счет в пределах 20 без операций над числами; состав числа в пределах 10; раскладывание числа на два меньших и составление из двух меньших большего в пределах 10 на наглядной основе.
«Детский сад - Дом радости» : овладение знаниями о составе числа из двух меньших чисел - до 20. «Диалог» : «Формирование у детей первых математических представлений, обучение счету и элементарным вычислениям в пределах небольших чисел (десяток, два десятка, сотня – в зависимости от особенностей конкретных детей и образовательных групп…».
Организуя сюжетно - ролевую игру "Магазин" необходимо в качестве ценников использовать реально приближенных значения цены к действительности, что бы не вводить их в заблуждение. Это конечно, немного сложно, но возможно. В качестве денег, как правило, используются модели денег.
Составлять для детей игровые упражнения с нынешними ценами сложно, однако возможно. Рассмотрим типовые задания с деньгами для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задания необходимо выполнять, используя модели монет.
Покажи монету достоинством 2 рубля. Как можно разменять два рубля? Что можно купить на 2 рубля? (аналогично для 5 и 10 рублей).
У мальчика в кармане по одной монете достоинством 1, 2 и 5 рублей. Сколько денег в кармане у мальчика?
Толя решил каждый день бросать в копилку по одной монетке достоинством 1 рубль. Сколько денег он накопит за 4 дня?
У Кати две монеты по 1 рублю, у Васи одна монета достоинством 2 рубля. У кого больше денег?
У Оли одна монета достоинством 5 рублей, а у Миши две монеты по 2 рубля. У кого меньше денег?
Валя покупает в магазине шариковую ручку за 8 рублей. У неё 10 рублей одной монетой. Сколько сдачи денег должен дать продавец Вале, и какими монетами он может это сделать?
Белый мел стоит 3 рубля. Какими монетами можно за него заплатить? (Приведите два варианта набора монет).
Линейка стоит 7 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?
Набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?
У девочки в кошельке монеты: 1 рубль, 1 рубль, 2 рубля, 2 рубля, 5 рублей. Хватит ли ей денег купить глазированный сырок за 10 рублей?
В магазине продаются: обложка для тетради (1 шт.) – 2 рубля, мел цветной (1 шт.) – 4 рубля, пластилин (1 брусочек) – 4 рубля, тетрадь двенадцати листовая –7 рублей, линейка – 7 рублей, ручка шариковая – 8 рублей. У тебя 5 рублей, что ты сможешь купить и останутся ли у тебя деньги? (А если у тебя будет 8 рублей, 10 рублей).
На сегодняшний день тема денег очень волнует детей, она для них очень интересна, соответственно и занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами финансов вызывает интерес у детей.
Родители же отмечают, что дети начали осваивать счёт именно на примере денег. Формирование основ финансовой грамотности позволит им углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств, понять функциональную зависимость между величинами цена, количество, стоимость, решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.
Список литературы
1. Вендина А. А., Малиатаки В. В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции 26 - 27 декабря 2014 г. – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований». 2014. – С. 31-34.
2. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений : Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.
6. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 368 с.
7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ДИАЛОГ» / Под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько. – М. : ДРОФА, 2013. – 479 с.