Лариса Билан
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, задач-шуток
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Публикация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, задач-шуток» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольной педагогике дидактические игры считались основным средством всестороннего развития личности. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получило свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. А. Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Неоднозначную оценку получила и другая известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра, не оказывающая влияние на ребенка». Дидактическая игра является настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда познавательные задачи становятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым началом – с игровыми действиями. Дидактическая игра как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает её особой формой игрового обучения. Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, игра перестает быть сама собой. Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. В работах Блехер Ф. Р., Сорокиной А. И., отмечается, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, соревнования и т. д. Успешное испытание дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия.
В дидактических играх деятельность одновременно играющих детей носит разный характер: одни загадывают, прячут – другие отгадывают, ищут. Дети могут играть как на занятиях, так и в свободное время. В образовательной деятельности дидактические игры закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании игровых вариантов. В условиях повседневной жизни в процессе игр дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. С помощью дидактических игр педагог приучает ребят самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают речь дошкольников : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В ходе игр ребенок приобретает новые знания, навыки. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направленных на умственное развитие дошкольника.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречается точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком» безнадежно устарела сегодня, а завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте у детей, начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления ребят.
Изучив ряд литературы, методические рекомендации, ряд публикаций авторов Михайловой З. А., Ерофеевой Т. И., Басова А. В., Сорокиной А. И. статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольная педагогика» я пришла к выводу о том, что у детей можно развить умение логически мыслить через дидактические игры, логико-математические задачи.
В исследованиях упоминавшихся авторов доказано, что сущность дидактических игр, логико-математических задач заключается в их решении. А само решение связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, а это приучает ребенка к умственному труду, одновременно развивая логическое мышление.
Проанализировав диагностические данные у детей в средней группе пришла к выводу, что ребята, имея большой объём знаний, затрудняются в своих ответах, редко отвечают на вопросы, память и внимание недостаточно развиты. Поэтому я поставила перед собой цель: развивать логическое мышлений через использование дидактических игр, логико-математических упражнений, загадок, задач-шуток у дошкольников.
В соответствии с поставленной целью сформировала следующие задачи :
- создать условия для развития логического мышления через подбор соответствующего дидактического материала, логических задач, специальной литературы;
- научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться о результатах, проявлять творчество;
- развивать самостоятельность, навыки самоорганизации, творческое отношение к игре;
- воспитывать потребность испытывать интерес к самому процессу познания и преодоления трудностей.
Работу разделила на три этапа:
- решение логико-математических задач;
- решение математических задач-шуток;
- проведение математических развлечений и КВН.
Сначала использовала логические задачи с целью развития мышления. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. (Какая из геометрических фигур здесь лишняя? Почему)
Логические задачи оживляли умственную деятельность ребят. Использовала задания как во время НОД, так и во время режимных моментов в виде «умственной гимнастики». В работе с ребятами применяла простые логические упражнения с целью развития у них умения осуществлять последовательность, умственные действия, анализ, сравнение, обобщение. Задачи предоставляла в виде чертежа, рисунка. Дети подбирали недостающие фигуры, меняли их местами, перекладывали и т. д. С этим справлялись все. Исходя из конкретных задач, составляла логические упражнения на закрепление геометрических фигур, их отличительных признаков. Так же использовала карточки с недостающими фигурами, и ребята зарисовывали нужную фигуру в пустой клетке. Для успешного решения подобных задач развивала у ребят умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. Выслушивала ответы ребят, не подтверждая правильности или ошибочности решения. Этим направляла внимание детей на поиск верного решения. Дети от анализа фигур переходили к поиску недостающей путем анализа подсчета фигур.
Затем усложняла постепенно построение задач в условиях, которых скрыто три признака к задачам, решаемым на основе выделения четырех признаков. Я усложняла требования к детям. Они заключались в развитии самостоятельности. Ребята самостоятельно начинали анализировать задачи, находить пути их решения. Выполняли свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое «солнышко», а не хмурую «тучку».
Далее использовала логические задачи решение которых, заключалось в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Ребята находили главный признак отличия. Решение осуществлялось в результате зрительного и мыслительного анализа. Сначала воспитанники не воспринимали задачи. Направляла умения детей на осуществление последовательных, мыслительных операций. В ходе работ мною было замечено, что если на первых этапах ребятам был необходим зрительный анализ группы, то к концу процесс анализа постепенно сокращался. В результате дети овладели умением решать логические задачи : на поиск лишней фигуры, нахождение недостающей.
Пример: даны три ряда бабочек разной формы и цвета. Найди, какой бабочки не хватает в третьем ряду.
Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными оказались загадки и задачи-шутки. В них анализируется предмет с количественной и пространственной точки зрения.
Пример: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
Ребята при использовании задач-шуток проявляли находчивость, смекалку, активно включались в умственную деятельность, у них вырабатывалось умение выделять главные свойства, математические отношения. Задачи-шутки, загадки использовала во время бесед, наблюдений, разговоров. Успех решения зависел от того, насколько дети понимали шутку, умели ли выделять её и придумывать. Чтобы дети поняли смысл задач-шуток создавала ситуации, обстановки аналогичные той, о которой говорилось в задаче. Делали зарисовки, доказывали правильность отгадки, размышляли. При помощи загадок, задач-шуток создавала интерес к предстоящей деятельности. Брала занимательные вопросы с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, геометрических фигурах, временных отношениях. В процессе работы применяла прием сравнения задач-шуток, загадок с математической задачей. Задачи-шутки подбирала согласно цели занятия, в зависимости от уровня сформированности у ребят представлений о математических задачах, развития у них логического мышления. На протяжении занятий задачи-шутки, загадки служили средством для внимания и отдыха.
Далее для развития логического мышления проводила математические развлечения и КВН с привлечением родителей, в которых использовала занимательный материал. Так как он содействовал познавательной деятельности детей : аналитическому восприятию, устойчивому вниманию, памяти, речи, формированию нравственно-волевой и мотивационной личности дошкольника. В ходе развлечений у ребят закреплялись уже приобретенные знания, умения, навыки. Создавала обстановку которая не чем не напоминала еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений, музыка, песни, стихи, красочные пособия, праздничное оформление доставляли детям радость, развивали эстетические чувства. Для развития логического мышления у воспитанников в развлечения включала различные виды занимательного материала: задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, логические упражнения, лабиринты и т. д. Литературные произведения использовала простые по форме, доступные по содержанию. При введении в их сюжет дополнительного занимательного материала сохраняла стиль основного текста: «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди». Детям нравились такие развлечения. Привлекала родителей к совместной деятельности с детьми.
Усваивая математический материал через дидактическую игру, ребята научились наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы, доказывать и догадываться. Упражнять память, внимание. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки, гроша не стоит». Используя различные дидактические игры в работе с дошкольниками, я убедилась в том, что ребята лучше усваивали программный материал, правильно выполняли сложные задания.
Применение дидактических игр повысило эффективность педагогического процесса, кроме того, игры способствовали развитию мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Хотелось бы закончить словами К. Э. Циолковского, которые приоткрывают тайну рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым и, наконец истины, никому ещё не известные».