Наталья Сухарева
Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему: «Миссия педагога»
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
(А. С. Макаренко)
На свете сотни разных профессий и каждая из них по-своему интересна и важна. Говоря о педагогической деятельности, можно сказать, что это первоначальный фундамент освоения всех профессий. Каждый человек должен для себя выбрать: что ему интересно. Еще в школе ты думаешь: «Кем быть?", некоторые сомневаются, не знают, что им нужно. Но на моем примере могу сказать, что любовь к профессии педагога появилась у меня еще в далеком детстве. Будучи ребенком, я сажала перед собой свои игрушки и рассказывала им разные истории, пыталась их чему-то научить. Позже, когда я подросла, мне стало интересно заниматься с малышами. В семье я – один ребенок, поэтому часто сидела с маленькими детьми соседей, и мне это очень нравилось: читала стихи, рассказывала сказки, играла в различные игры, исполняя, естественно, роль педагога. Позже мне стало интересно глубже проникнуть в эту сферу деятельности, я стала читать педагогическую литературу. И, несомненно, знала, кем я буду в дальнейшем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Средняя группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
А вот сейчас, когда я уже работаю и «Воспитатель» - моя любимая работа, ценю каждое мгновение, проведенное с детьми. Чувствую нужность детям, возможность многое им дать, вижу в них свои мысли и знания. Дети - это «губка», которая впитывает любую информацию. Я считаю, что «Воспитатель детского сада» - это одна из важнейших профессий, ведь она закладывает первоначальные знания обо всем на свете.
Моим направлением, по которому я работаю, является экология.
Казалось бы, в чем же тут инновация, многие педагоги ДОУ работают по этому направлению, но я считаю своей инновацией - работу с детьми именно раннего возраста (2-3 года). Малышу все интересно, поэтому в этом возрасте считаю возможным сформировать правильное экологическое сознание, или даже подсознание, заложить основы будущим экологическим знаниям. Цель моей работы: с самого раннего возраста научить детей ценить природу, оберегать ее.
С самого начала жизни, ребенок, не осознавая того, входит в мир природы: видит домашних животных, растения, слышит пение птиц, звуки природы, подставляет ручки солнышку, но еще не понимает, что он - часть этой природы. В первой младшей группе, где я работаю, идет только ознакомление с окружающим миром. В течение третьего года жизни у ребенка расширяется представление об окружающем мире, природных явлениях и объектах. Своим воспитанникам я стараюсь как можно больше дать информации о мире вокруг нас, одновременно формируя представление о том, что природа – наш дом, ее нужно беречь и охранять.
Занятия по экологии, которые я провожу, позволяют малышу знакомиться с миром в игровой форме, расширяют его словарный запас. С каким огромным удовольствием ребятки сами сажали овощи и зелень на импровизированных грядках (огород на окне) в группе. Детям очень понравилось, они сами старались ухаживать за огородом.
На занятии, которое называлось «Волшебница вода» мы экспериментировали с водой, ставили небольшие опыты. Малыши узнали, что ни одно растение на земле не может жить без воды. Уже сейчас я приучаю своих воспитанников экономить воду: закрывать краны, не пачкаться, наливать столько воды, сколько необходимо.
Стараюсь формировать бережное отношение к природе во время прогулок. Мы восторгаемся каждым цветочком, каждым жучком, капелькой дождя, пением птиц. Меня радует уже то, что ребенок на прогулке спрашивает: «Куда можно выбросить фантик?». С радостью отвечаю: «Положи в карман, в группе из него можно сделать какую-нибудьподелку».
Считаю очень важным – найти взаимопонимание с родителями, наладить контакт и взаимодействие. Мне вместе ходим на экскурсии, они помогали организовать экологический уголок, приносили семена растений, лук, изготавливали поделки для выставок из бросового материала.
Я стараюсь окружить детей красотой природы, поэтому, вся обстановка в группе на экологическую тематику. Экологическое дерево – береза в уголке природы периодически меняется в зависимости от времени года: зимой на голых веточках белый иней искрится, прилетела стайка снегирей; весной – скворечник и стайка воробьев; летом – зеленые листочки; а осень окрасит ее в желтый цвет. Окна в группе мы тоже с ребятками украсили: зимой на них снежинки и веселые снеговики, весной – разноцветные цветы и бабочки.
В уголок природы я изготовила многофункциональное пособие - лепбук, в сменных кармашках которого, содержатся различные подвижные игры, загадки о животных экологического содержания, для изучения времен года – экологическое дерево. Конечно, чтобы таким маленьким детям легче было усвоить материал, я адаптирую всю информацию, дидактические и подвижные игры под их возраст.
Маленькие дети часто неосознанно обижают животных, рвут цветы, которые занесены в красную книгу и, часто, пример им подают родители. От некоторых мам нередко слышишь такие слова, обращенные к ребенку: «Не гладь собаку, она заразна». Они не понимают, что этими словами отдаляют своего ребенка от сопереживания, сострадания к бездомным животным. Ведь мы люди, сами этого не понимая, виноваты в том, что так много повсюду бездомных животных. Я стараюсь привить своим воспитанникам чувство любви к животным и природе в целом, говорю, что животные такие же живые существа, как и мы, они тоже все чувствуют, как и мы. Дети должны понимать что, животные – не игрушка, которую можно выбросить, как только она надоест, за ними нужно ухаживать. Обращаю внимание родителей, что нужно больше говорить детям и показывать личным примером, что нельзя просто так рвать цветы, обижать животных. Если мы будем заботиться друг о друге, о животных, о растениях, то и мирвокруг станет добрее.
Наши дети большую часть информации берут из мультфильмов, в лучшем случае – из сказок, где все животные сказочные. Меня беспокоит тот факт, что маленький ребенок, получая недостоверную информацию, недопонимает, что любое животное может быть опасно. Вспоминая свое детство, помню, как с упоением зачитывалась произведениями Пришвина, Бианки, Паустовского, которые на основе глубочайших наблюдений за природой дают правильную информацию о жизни животных, растений и природы в целом, поэтому именно произведения этих авторов использую в своей работе.
Я считаю, что нужно самой любить то чему учишь детей, ведь дети все чувствуют. Работа в детском саду, необычайно интересна, ты видишь эти маленькие личики с глазами, полными надежды и веры в тебя, видишь, как они стараются совсем еще неловко - это бесценно. Я горжусь своей профессией, пусть для некоторых она покажется глупой и бессмысленной, но для меня это главное в жизни. Время, проведенное с детьми, делает человека добрее, ведь дети - это и есть сама доброта и любовь, и все это - искренние чувства.
Еще я горжусь тем, что у меня есть возможность привить этим малышам любовь к природе, провести беседы с родителями, и я вижу результат. Мои воспитанники замечают пение птиц, оберегают цветы на клумбах, не обижают насекомых. Чувствуется, как дети относятся очень бережно к природе, много задают вопросов, касающихся жизни животных, птиц, растений. И, несомненно, у меня возникает чувство гордости за своих воспитанников, их любознательность вдохновляет меня, и мне каждый раз хочется рассказать им что-то новое и интересное.
И в заключении хотелось бы сказать: если бы мне представилась такая возможность повернуть время вспять, то я никогда бы не поменяла свою профессию ни на какую другую. Я горжусь тем, что мне выпала такая возможность: поделиться своими знаниями, опытом, вложить в ребят частичку своей души, а главное – любовь и трепетное доброе чувство к нашей родной природе!