Нина Черепня
Формирование экологических представлений у младших дошкольников по средствам ознакомления с объектами неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю…»
Орлов В. В.
Природа — мощный источник познания, который через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.
Публикация «Формирование экологических представлений у младших дошкольников по средствам ознакомления с объектами неживой природы» размещена в разделах
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.
В младшем дошкольном возрасте основное средство познания природы – это наблюдение. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят на ребёнка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно», «тепло», «жарко», он слышит с ранних лет и связывает их с определёнными ощущениями, эмоциями. На этой основе у него рано формируются конкретные представления о явлениях природы. При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий «время года», «зима», «весна», «лето», «осень».
Чаще педагоги дошкольных учреждений организуют наблюдения за животными и растениями, уделяя меньше внимания явлениям неживой природы. Тому есть несколько причин:
1. Более лёгкое привлечение внимания детей к объекту живой природы, что связано с особенностями их восприятия;
2. Использование педагогами большого количества соответствующей литературы;
3. Трудности в организации деятельности детей, в которой закреплялись бы знания, полученные во время наблюдений.
Между тем, несмотря на наглядно – образный характер мышления дошкольников, учёные считают необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми от непосредственного восприятия причинами природных явлений.
Строя свою работу по формированию у младших дошкольников экологических представлений, мы попытались разработать систему наблюдений за объектами неживой природы в разные сезоны года. Основная цель нашей работы – это систематизация знаний детей о многообразии явлений, происходящих в неживой природе.
Ниже представлены объекты неживой природы, за которыми можно понаблюдать с детьми младшего дошкольного возраста в разные сезоны года.
Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы осенью.
Осень – это самое живописное время года, поэтому при благоприятных погодных условиях мы ежедневно организуем наблюдения за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, можно предложить им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания обращаем внимание на то, как одеты сами дети. Не малую роль в процессе наблюдения на прогулке играют элементы экспериментально – познавательной деятельности, например можно предложить потрогать остывшие предметы : скамейку, стену дома, камешки и т. д. Здесь приходит понимание того что солнышко осенью греет меньше, чем летом. В дни, когда солнце, то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. В начале осени активно проводим наблюдения за облаками, тем самым обращая внимание на их изменения: летом чаще всего облака на небе белые, пушистые, лёгкие и воздушные, а осенью они превращаются в серые и тяжёлые тучи наполненные дождём. Кроме этого, внимание детей можно акцентировать на том, что осенью день становится короче, а ночь длиннее.
Следует обращать внимание детей на ветер, он становится холоднее, для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью нами организуются наблюдение за дождем: ребята слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. Здесь важно подтолкнуть малышей к установлению причинно – следственной связи: прошёл дождь – на земле лужи, выглянуло солнышко – лужи высохли.
Благодаря систематическим наблюдениям за дождё м дети смогут понять появление снега: сначала дождь идёт всё чаще, затем он становится всё холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лёд.
Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы зимой. Представления о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Младших дошкольников учим замечать изменения в природе : день становится короче, а ночь длиннее. Здесь можно акцентируем внимание малышей на то, что солнышко поздно просыпается утром и рано засыпает вечером, поэтому, когда мы идём в детский сад и уходим из него на улице темно.
Солнце светит, но почти не греет. Младшим дошкольникам можно рассказать о том, что зимой солнышко находится низко над землёй и поэтому его лучики не прогревают землю. Кроме этого на небе часто появляются тучи, которые приносят холодный воздух, и прячут солнце, из – за этого мы его редко видим. Тучи на небе зимой серые, тяжёлые, плывут низко, потому что в них скопилось много снега. Ветер зимой холодный.
Зимой на улице холодно и вместо дождя идёт снег. Кроме этого малышей знакомим со свойствами льда и снега. Здесь мы даём представления о том, что лёд твёрдый, гладкий, скользкий, прозрачный, в процессе этого можно приготовить вместе с детьми цветной лёд. При знакомстве малышей со свойствами снега можно организовать такие игры как: «слепи снеговика», «нарисуй рисунок», «как скрипит снег», «поймай снежинку» и др.
Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Здесь важно обратить внимание малышей на то, что с наступлением холодов люди одеваются в тёплую одежду, шубы, ходят в тёплой зимней обуви, чтобы не замёрзнуть.
Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми и трудом детей.
Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы весной. Весна – самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Здесь особое внимание мы обращаем на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение к природе.
Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). Чтобы дети почувствовали эти изменения, можно предложить им подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. Дошкольники замечают, что весной все сменили шубы и тёплую обувь на более лёгкую одежду и уточняют почему.
При организации наблюдений весной обращаем внимание детей на свисающие сосульки, здесь отмечаем, как они блестят на солнце, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно понаблюдать за весенним дождём, рассказать, что зимой было холодно, шёл снег, теперь стало тепло – идёт дождь.
В процессе игр детей знакомим со свойствами воды (тёплая, холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее. В ветреные дни дети играют с вертушками, в солнечные – пускают зайчиков маленькими зеркальцами, взятыми с собой на прогулку.
В конце весны в играх дети узнают о свойствах песка (сыпучий, сухой, сырой) и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету).
Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы летом. Организуя наблюдение с детьми на прогулках летом, мы знакомим их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитываем у них способность любоваться красотой родной природы.
Так в младшей группе детей знакомим с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идёт дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.
К концу четвёртого года жизни, опираясь на прошлый опыт дошкольников, продолжаем знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдаёт тепла, чем зимой, дует тёплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья – чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, тёплые дожди, грозы.
При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений : воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, закрепляются знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года.
Литература
1. Молчанова И. М. Организация наблюдений за явлениями неживой природы для дошкольников /Молчанова И. М. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. - №6. – С. 16 – 23.
2. Потехина Л. Г. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников /Потехина Л. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2008. - №2. – С. 30 – 35.
3. Фокина В. Г. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. –2009.-№1. – С. 12– 24.
4. Фокина В. Г. Ознакомление детей с осенними явлениями природы /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. - №10. – С. 13 – 20.
5. Фокина В. Г. Ознакомление дошкольников с природой летом /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2008. - №5. – С. 15 – 25.
6. Фокина В. Г. Ознакомление детей с весенними явлениями природы /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. - №4. – С. 16 – 26.
7. Чуверова, Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста / Л. Н. Чуверова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551.