Наталья Котова
Конспект НОД по формированию экологических представлений дошкольников с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет на тему «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 5-6 ЛЕТ.
Лексическая тема недели «Грибы».
Тема занятия «Грибы для Ёжика».
Цели: уточнение знаний, расширение и активизация в речи словарного запаса по теме «Грибы» ( существительные: боровик, мухомор, подосиновик, подберёзовик, лисички, опята, гриб, ножка, шляпка, грибница, грибник, поганка; глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать; прилагательные: белый, красный, рыжий, съедобный, несъедобный, червивый, грибной, дружные); формирование связного речевого высказывания в процессе речевой деятельности в ходе занятия.
Публикация «Конспект НОД по формированию экологических представлений дошкольников с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет на тему „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- учить детей составлять связный рассказ по опорной схеме о грибах, опираясь на речевой образец педагога;
- формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой или предложением;
- формировать умение составлять рассказ от первого лица;
- закрепить ранее полученные знания и расширить представления о грибах;
- закреплять ранее изученный песенный материал;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи (согласование слов в предложениях, многозначность слов, словообразование);
- развивать темпо-ритмическую и просодическую сторону речи;
- развивать координацию речи с движениями, творческое воображение, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, внимание, память;
- воспитывать культуру сбора грибов;
- воспитывать правильное поведение во время занятия.
Материалы и оборудование: предметные картинки; ёжик; песня «Маленький ёжик»; ножик; муляжи грибов; шляпа; предметная картинка «Лиса»; опорная схема «Грибы»; «Весёлые грибы» на палочках; зашумлённая картинка; фломастеры и таблички с грибами.
Предварительная работа : беседы о грибах, местах их произрастания; чтение сказки В. В. Сутеева «Под грибом», «Живые грибы», пересказ по картинкам; д/и «Съедобные – несъедобные»; ПИ «Грибники».
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Приветствие.
Проходите каждый к своему стулу. Встаньте рядом. Не садитесь. Возьмите каждый свою карточку и внимательно рассмотрите её. Сейчас сядут те, у кого нарисованы съедобные грибы. А теперь те, у кого несъедобные. Давайте проверим. Называйте по цепочке каждый свой гриб. (Ответы).
2. Основная часть:
2.1. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Сейчас тихо встаньте. Повторяйте за мной движения и слова:
За грибами в лес пошли.
Там в траве грибок нашли.
Гриб-грибок, гриб-грибок,
Полезай-ка в кузовок!
Повернитесь влево (скажите радостно) : «У-У-У! Какой гриб!».
Посмотрите вправо (удивитесь и восхититесь) : «О-го-го! Какой гриб!».
Молодцы! Садитесь.
2.2. Ребята, я слышу лесную мелодию. Наверное к нам кто-то спешит в гости. (Раздается музыка). Вспоминайте песню про ёжика. Приготовьте ладоши. Повторяйте за мной. (Отхлопывание ритмического рисунка «Маленький ёжик»).
2.3. Дети, вы догадались кто идёт к нам в гости? (Ёжик).
Поздоровайтесь с ним. Ёжик тоже вас приветствует и говорит мне, что он отправился в лес за грибами. Он их любит кушать. Ему нужно запастись на зиму, чтобы не голодать. Только вот он совсем забыл названия грибов. Давайте поможем ёжику. Ребята, назовите грибы на картинках. (Вывешиваются предметные картинки с грибами).
Беседа по картинкам. Педагог рассказывает, что существует много видов грибов – они различаются по цвету, форме, размерам, месту произрастания. Предлагает назвать известные им грибы. Педагог рассказывает детям, что грибы растут всего несколько дней. Они не растут сами по себе. Под землёй есть грибница, от которой тянутся тонкие длинные нити к каждому грибу, поэтому грибы не растут по одиночке. Собирать их нужно очень аккуратно, стараясь не повредить ножку и грибницу, которая живёт до ста лет. Деревья и грибы очень дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними, снабжают дерево водой и необходимыми минеральными веществами. Многие грибы получили название от названий деревьев, возле которых они растут (подберёзовик, подосиновик).
2.4. Ещё ёж говорит, что пока шёл к нам в гости он видел в лесу человека с корзиной. Как вы думаете, кто это был? (Грибник). Да, это человек, который собирает грибы.
2.5. Ой, что это тут? Давайте посмотрим. Это корзина с грибами. Наверное, грибник оставил. Тут много грибов. Назовите их. Какие не нужно было собирать грибы? Почему? Из каких частей состоят грибы? (Шляпка, ножка, грибница).
2.6. А вы знаете, как нужно правильно собирать грибы?
(Срезать около грибницы ножиком аккуратно).
Для чего люди собирают грибы? (Чтобы их есть).
Что из них можно приготовить? (Грибной суп, картошку с
грибами жареную, засолить, замариновать).
2.7. А теперь давайте поможем ёжику насобирать грибов. (Выполняют упражнение на листах). Нужно обвести в кружочек все грибы. Будьте внимательны. (Дети выполняют. Педагог собирает фломастеры и листы).
2.8. Посмотрите внимательно на доску. Сколько грибов в корзине у ёжика? (Ответы).
2.9. Физкультминутка «Мы с лукошком». Тихо поднимитесь со стульев, повторяйте за мной:
Мы с лукошком в лес пошли
Много мы грибов нашли.
Зайка мимо пробегал,
Лапкой он нам помахал.
Мишка ел в кустах чернику,
От него ушли мы тихо.
2.10. Ёжик мне подсказывает, что есть некоторые слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Лисички
(грибы и лиса, шляпа и шляпка гриба, ножка гриба и ножка стола.
2.11. А теперь давайте расскажем ёжику о грибах по схеме. Обратите внимание: Знак вопроса – как называется гриб? Где растёт? Какие части есть у гриба? Съедобный или несъедобный? Что из него можно приготовить?
2.12. Сначала послушайте мой рассказ:
Я расскажу о подосиновике. Это подосиновик. Он растет под осиной. У него есть шляпка, ножка, грибница. Это съедобный гриб. Из него можно приготовить грибной суп, засолить, замариновать, поджарить.
А теперь расскажите вы. (Рассказы детей).
2.13. Сейчас закройте глаза. (Раскладываю для троих грибы на палочке). Мы будем играть в «Превращалки». (Дети рассказывают о грибах от 1 лица). Алёна-опята, Ксюша – лисичка, Глеб- мухомор.
3. Заключительная часть. Ёжику у нас очень понравилось. Но ему пора идти дальше. Он прощается с вами. И вы попрощайтесь с ним. И нам с вами пора возвращаться из леса. А для этого вам нужно вспомнить название гриба, который больше всего запомнился сегодня. Кто назовёт гриб, тот тихо встаёт, задвигает стул и строится у двери. (Называют).
Занятие окончено.
2015 год
Учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 142» г. Ярославля
Котова Наталья Николаевна